Памятник Жукову отреставрировали и вернули на место

На Манежной площади снова стоит памятник маршалу Георгию Жукову, появившийся там в 1995 году к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне и демонтированный месяц назад

Памятник маршалу Советского Союза Георгию Жукову авторства Вячеслава Клыкова и Юрия Григорьева после ремонтно-реставрационных работ вернулся на прежнее место перед Историческим музеем. Так завершилась начавшаяся в марте эпопея с его исчезновением и заменой на другой монумент, позже названный «временной копией».

Знакомый всем памятник советскому полководцу был демонтирован на глазах изумленных прохожих, и на его месте был поставлен другой, о чем наша газета написала 20 марта — в день этого беспрецедентного события. Никогда, кажется, ничего подобного с памятниками в Москве не случалось, хотя с ними происходили самые разные истории. Например, фигуру Дзержинского на Лубянской площади 22 августа 1991 года сверг взбунтовавшийся народ. Статуи Сталина после ХХ съезда КПСС в 1956 году, разоблачившего тирана, стали исчезать, их демонтировали ночами. Еще раньше, в 1952 году, прекрасный дореволюционный памятник Николаю Васильевичу Гоголю работы скульптора Николая Андреева был снят с пьедестала на Гоголевском бульваре и перенесен в сквер перед домом-музеем писателя. А его место на постаменте занял памятник тому же Гоголю, но работы Николая Томского — своей помпезностью он более соответствовал, по мнению властей, памятной дате — 100-летию со дня смерти автора «Мертвых душ». Все эти события были объяснимы. С Жуковым же произошло нечто невероятное.

Памятник Жукову, заменивший памятник Жукову, простоял всего день и тоже исчез. Только 22 марта пресс-служба столичного департамента культурного наследия сообщила Агентству городских властей «Москва»: «В честь 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне запланированы работы по монументу в условиях реставрационной мастерской. В настоящий момент конная статуя монумента демонтирована и будет отправлена в реставрационную мастерскую». Обычно о реставрации крупных московских монументов сообщается заранее; на их месте или на покрывающей их ткани, если работы ведутся тут же, сообщается название организации, ответственной за процесс. На этот раз такого не было.

Демонтаж памятника Жукову, его замещение новым и последующее исчезновение и «заместителя» взволновали общественность. В результате причины исчезновения назывались разные — ничто так не будоражит фантазию, как отсутствие информации. Главный вопрос был: какую статую поставят к 9 Мая, старую или новую? Второй: кто же автор только день простоявшего на Манежной нового Жукова и почему тот исчез? Третий: какая организация занимается реставрацией творения Клыкова?

Демонтаж памятника маршалу Георгию Жукову на Манежной площади. Фото: Гавриил Григоров/ТАСС
Демонтаж памятника маршалу Георгию Жукову на Манежной площади.
Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

Суммируя многочисленные версии и результаты расследований, получили следующее. Памятник обещали вернуть прежний, Клыкова. Кто автор замены, не вполне ясно — есть версия, что тот же Вячеслав Клыков. Сняли «заместителя», так как оказалось, что надо реставрировать и постамент. Хотя, по сведениям «Московского комсомольца», новый монумент был отлит в мастерской АО «Московский завод электромеханической аппаратуры» еще в июне 2017 года и установлен на территории предприятия, работники которого уверены, что отдающий честь новый Жуков должен заменить прежнего, с вытянутой вперед рукой. Русская служба Би-би-си выяснила, что оба памятника в итоге очутились рядом, на территории литейной мастерской «Литье & дизайн групп» в подмосковных Химках.

Скорее всего, с памятником Жукову произошло нечто схожее с историей памятника Гоголю Андреева. Его хотели заменить к памятной дате окончания войны на более торжественный, но не решились — или так и не решили это сделать. Скульптура Клыкова с момента ее постановки к предыдущей памятной дате — 50-летию Победы — вызывала массу нареканий. Консервативная часть общества была недовольна ее нереалистичностью (фигура маршала и его конь изображены анатомически неточно, ордена на груди полководца не те и не в том количестве). Прогрессивная общественность была удивлена самим фактом постановки в конце ХХ века традиционной конной статуи, несколько условной, но никак не модернистской.

Однако за четверть века к памятнику привыкли. Экскурсоводы даже нашли объяснение вытянутой в сторону Манежной площади руки героя: он этим жестом как бы останавливает врага — не пустим в Москву! Хотя на самом деле Клыков делал его в расчете на то, что он будет стоять с другой стороны Исторического музея и как бы принимать парад на Красной площади. Но по каким-то причинам замысел скульптора был отвергнут.

Очевидно, кто-то решил к нынешнему юбилею Победы памятник Клыкова заменить на более «реалистический» и торжественный. Где, судя по фотографии, на груди Жукова все ордена на месте, на подбородке трогательная ямочка, маршал не простирает длань незнамо куда, а понятно отдает честь, а у его коня крепкие ляжки, грустный глаз и волнистая грива. Сейчас ясно, что этого красавца решено не ставить, и хорошо: он совсем банальный, много хуже прежнего. К тому же публика, уставшая от московских улучшений городских пространств, хочет, чтобы бесконечные изменения к лучшему наконец закончились хотя бы в самом сердце Москвы.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+