18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Памятник Жукову отреставрировали и вернули на место

На Манежной площади снова стоит памятник маршалу Георгию Жукову, появившийся там в 1995 году к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне и демонтированный месяц назад

Памятник маршалу Советского Союза Георгию Жукову авторства Вячеслава Клыкова и Юрия Григорьева после ремонтно-реставрационных работ вернулся на прежнее место перед Историческим музеем. Так завершилась начавшаяся в марте эпопея с его исчезновением и заменой на другой монумент, позже названный «временной копией».

Знакомый всем памятник советскому полководцу был демонтирован на глазах изумленных прохожих, и на его месте был поставлен другой, о чем наша газета написала 20 марта — в день этого беспрецедентного события. Никогда, кажется, ничего подобного с памятниками в Москве не случалось, хотя с ними происходили самые разные истории. Например, фигуру Дзержинского на Лубянской площади 22 августа 1991 года сверг взбунтовавшийся народ. Статуи Сталина после ХХ съезда КПСС в 1956 году, разоблачившего тирана, стали исчезать, их демонтировали ночами. Еще раньше, в 1952 году, прекрасный дореволюционный памятник Николаю Васильевичу Гоголю работы скульптора Николая Андреева был снят с пьедестала на Гоголевском бульваре и перенесен в сквер перед домом-музеем писателя. А его место на постаменте занял памятник тому же Гоголю, но работы Николая Томского — своей помпезностью он более соответствовал, по мнению властей, памятной дате — 100-летию со дня смерти автора «Мертвых душ». Все эти события были объяснимы. С Жуковым же произошло нечто невероятное.

Памятник Жукову, заменивший памятник Жукову, простоял всего день и тоже исчез. Только 22 марта пресс-служба столичного департамента культурного наследия сообщила Агентству городских властей «Москва»: «В честь 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне запланированы работы по монументу в условиях реставрационной мастерской. В настоящий момент конная статуя монумента демонтирована и будет отправлена в реставрационную мастерскую». Обычно о реставрации крупных московских монументов сообщается заранее; на их месте или на покрывающей их ткани, если работы ведутся тут же, сообщается название организации, ответственной за процесс. На этот раз такого не было.

Демонтаж памятника Жукову, его замещение новым и последующее исчезновение и «заместителя» взволновали общественность. В результате причины исчезновения назывались разные — ничто так не будоражит фантазию, как отсутствие информации. Главный вопрос был: какую статую поставят к 9 Мая, старую или новую? Второй: кто же автор только день простоявшего на Манежной нового Жукова и почему тот исчез? Третий: какая организация занимается реставрацией творения Клыкова?

Суммируя многочисленные версии и результаты расследований, получили следующее. Памятник обещали вернуть прежний, Клыкова. Кто автор замены, не вполне ясно — есть версия, что тот же Вячеслав Клыков. Сняли «заместителя», так как оказалось, что надо реставрировать и постамент. Хотя, по сведениям «Московского комсомольца», новый монумент был отлит в мастерской АО «Московский завод электромеханической аппаратуры» еще в июне 2017 года и установлен на территории предприятия, работники которого уверены, что отдающий честь новый Жуков должен заменить прежнего, с вытянутой вперед рукой. Русская служба Би-би-си выяснила, что оба памятника в итоге очутились рядом, на территории литейной мастерской «Литье & дизайн групп» в подмосковных Химках.

Скорее всего, с памятником Жукову произошло нечто схожее с историей памятника Гоголю Андреева. Его хотели заменить к памятной дате окончания войны на более торжественный, но не решились — или так и не решили это сделать. Скульптура Клыкова с момента ее постановки к предыдущей памятной дате — 50-летию Победы — вызывала массу нареканий. Консервативная часть общества была недовольна ее нереалистичностью (фигура маршала и его конь изображены анатомически неточно, ордена на груди полководца не те и не в том количестве). Прогрессивная общественность была удивлена самим фактом постановки в конце ХХ века традиционной конной статуи, несколько условной, но никак не модернистской.

Однако за четверть века к памятнику привыкли. Экскурсоводы даже нашли объяснение вытянутой в сторону Манежной площади руки героя: он этим жестом как бы останавливает врага — не пустим в Москву! Хотя на самом деле Клыков делал его в расчете на то, что он будет стоять с другой стороны Исторического музея и как бы принимать парад на Красной площади. Но по каким-то причинам замысел скульптора был отвергнут.

Очевидно, кто-то решил к нынешнему юбилею Победы памятник Клыкова заменить на более «реалистический» и торжественный. Где, судя по фотографии, на груди Жукова все ордена на месте, на подбородке трогательная ямочка, маршал не простирает длань незнамо куда, а понятно отдает честь, а у его коня крепкие ляжки, грустный глаз и волнистая грива. Сейчас ясно, что этого красавца решено не ставить, и хорошо: он совсем банальный, много хуже прежнего. К тому же публика, уставшая от московских улучшений городских пространств, хочет, чтобы бесконечные изменения к лучшему наконец закончились хотя бы в самом сердце Москвы.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
4
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
7
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+