18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Маурицхейс раскроет новые тайны «Девушки с жемчужной сережкой» Вермеера

Благодаря тщательному анализу исследователи смогли получить новые данные о живописной технике и красках, которые использовал нидерландский мастер

Музей Маурицхейс 28 апреля представит результаты всестороннего технического анализа «Девушки с жемчужной сережкой» (около 1665) Яна Вермеера, углубляющие понимание того, как написана одна из самых знаменитых в мире картин.

В начале 2018 года международная команда реставраторов, ученых и исследователей на протяжении двух недель изучала картину в специально сооруженной реставрационной мастерской со стеклянными стенами в одном из залов Маурицхейса, благодаря чему публика получила возможность следить за ходом работ.

Руководила исследовательским проектом, получившим известность под названием «Девушка в центре внимания», реставратор живописи в Маурицхейсе Эбби Вэндивер, работавшая со специалистами ряда других институций, в том числе амстердамского Рейксмузеума и Делфтского технического университета. До этого картину в последний раз в ходе реставрации обследовали в 1994 году.

В специальном блоге Вэндивер описывает вопросы, ответы на которые искали специалисты: «Какими материалами пользовался Вермеер и откуда они? При помощи каких техник он добивался столь тонких оптических эффектов? Как выглядела картина первоначально и как она менялась с течением времени?» Ответить на них помогли такие методы, как цифровая микроскопия, неинвазивные техники визуализации и сканирования, а также анализ образцов краски.

Блог содержит подробную информацию о холсте, пигментах, масле и других материалах, которые Вермеер использовал при создании произведения. В разделе под названием «Пока сохнет краска» Вэндивер пишет: «Как Вермеер смешивал краски, которыми написана „Девушка с жемчужной сережкой“? Как и большинство нидерландских художников XVII века, он использовал краски на масляной основе». По ее словам, связывающей основой красок Вермеера служило масло из семян льна.

«Пользуясь тем, что масляные краски сохнут медленно, Вермеер смешивал на „Девушке с жемчужной сережкой“ разные цвета и работал с красками уже после их нанесения. Чтобы создать эффект мягкого перехода между светом и тенью — например, на тонкой коже на щеке девушки, — он брал мягкую сухую кисть и прямо на холсте смешивал не успевшие засохнуть краски», — пишет она.

В другом разделе Вэндивер описывает ход исследования красочной поверхности при помощи микроскопа. «Жемчужина приковывает к себе взгляд не только потому, что она дала название картине, но и потому, что Вермеер поместил ее в самый центр композиции. А вы знали, что это, может быть, вовсе и не настоящая жемчужина? Специалисты по костюму и ювелирным изделиям считают, что она неправдоподобно велика. Возможно, Вермеер немного преувеличил ее размеры, чтобы привлечь к ней внимание… При многократном увеличении видно, что жемчужина написана всего несколькими мазками свинцовых белил».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+