Земная и небесная сферы сошлись для реставрации

В Реставрационном центре Грабаря работают над уникальными парными глобусами XVII века мастерской Блау, земным и небесным, из коллекции Государственного исторического музея

Реставрация земного глобуса XVII в. мастерской Блау. Фото: ВХНРЦ
Реставрация земного глобуса XVII в. мастерской Блау.
Фото: ВХНРЦ

Драматическая история уникальных парных глобусов — земного, который уже отреставрирован и был представлен публике, и небесного, для которого все еще впереди, — позволяет проследить эволюцию реставрационной мысли и технологий в последние десятилетия.

Глобусы амстердамской мастерской Виллема Блау и его наследников — вожделенные предметы для любой исторической коллекции. Ученик великого астролога и астронома Тихо Браге делал глобусы и карты с начала 1600-х годов; в 1633-м он стал картографом Голландской республики и Ост-Индской компании — это давало ему доступ к самым свежим географическим данным. Мастерская, кроме карт печатавшая научные книги, во второй половине XVII века перешла к сыновьям астронома, Яну и Корнелиусу Блау. В 1698 году, после большого пожара в Амстердаме и смерти одного из братьев, компания прекратила свое существование.

Земной глобус XVII в. мастерской Блау. Фрагмент. Государственный исторический музей. Фото: ВХНРЦ
Земной глобус XVII в. мастерской Блау. Фрагмент. Государственный исторический музей.
Фото: ВХНРЦ

Звезда экспозиции Исторического музея — Большой глобус Блау был куплен по распоряжению Петра I во время его поездки с Великим посольством по Европе в 1697–1698 годах. В Московском Кремле для глобуса был выстроен специальный павильон. В 1730 году его перевезли в Сухареву башню, в Навигацкую школу, а в 1750-м отправили в Санкт-Петербург в Академию наук. В Историческом музее глобус хранится с 1912 года. Огромный, почти двухметровый вместе с подставкой, он сделан из меди и расписан красками по грунту. В начале 2000-х с ним были проведены комплексные реставрационные работы.

Но в коллекции ГИМ есть еще парные глобусы мастерской Блау — земная и небесная сферы 1647 года, предметы абсолютно уникальные. Они были куплены музеем в 1925 году у семьи инженера путей сообщения Эдуарда Айспора. Глобусы были представлены в постоянной экспозиции музея, однако к 1986 году им очевидно потребовалась реставрация. Начать решили с земного — более информативного для исследователей и привлекательного для посетителей. Специалисты ГИМ сняли со сферы бумажные сегменты карты, сделали пробные расчистки. Но технология реставрации таких сложных трехмерных объектов тогда была несовершенна, и даже консультации с европейскими специалистами не помогли: сфера и бумажные сегменты были сильно деформированы, соединить их обратно не удалось. Экспонаты ждали 30 лет, пока не появились новые технологии и, что немаловажно, средства. Их выделил спонсор Исторического музея, юридическая фирма «Городисский и партнеры».

Небесный глобус XVII в. мастерской Блау. Фрагмент. Государственный исторический музей. Фото: ВХНРЦ
Небесный глобус XVII в. мастерской Блау. Фрагмент. Государственный исторический музей.
Фото: ВХНРЦ

В 2018–2019 годах работу над земным глобусом начали во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э.Грабаря, в мастерской реставрации графики.

Пара глобусов Блау — это сферы из папье-маше диаметром 68 см с наклеенными сегментами карты, которая напечатана в технике резцовой гравюры с последующей росписью. Уже снятые с поверхности земной сферы 38 гравированных сегментов карты имели повреждения от вращения, разрывы и потертости. Но главное, они были покрыты многими слоями подобия лака из яичного белка, которым прежние владельцы пытались защитить уже загрязненную поверхность. От времени белок стал жестким, деформировал и рвал бумагу. Его пришлось удалять специальным ферментным препаратом. Сфера из папье-маше тоже была серьезно повреждена: покрыта трещинами и вмятинами, ее половинки расходились из-за поздних деревянных вставок.

«При состыковке полусфер приходилось изощряться и пропускать укрепляющий материал через другие имеющиеся отверстия и фиксировать состыкованные фрагменты изнутри», — рассказывает художник-реставратор высшей категории Евгения Мымрина, проводившая работы. Затем трещины заполняли грунтом из мела с осетровым клеем, а поверхность выравнивали слоями японской бумаги. Расчищенные бумажные фрагменты, на которых заново проступили контуры континентов и фигурки фантастических существ, населяющих земли и воды, закрепили на сфере клеем из пшеничного крахмала. Таким образом, была максимально соблюдена технология XVII века. Уточнить расположение секторов карты и рассчитать так, чтобы все швы совпали, помогла подробная 3D-модель. Готовый земной глобус представили публике в январе 2020 года.

Небесный глобус XVII в. мастерской Блау. Фрагмент. Государственный исторический музей. Фото: ВХНРЦ
Небесный глобус XVII в. мастерской Блау. Фрагмент. Государственный исторический музей.
Фото: ВХНРЦ

«Земная сфера попала к нам в руки в состоянии незавершенной реставрации 30-летней давности. Глобус был разобран, и на его примере мы поняли, как все устроено. Это дает уверенность. К небесной сфере мы хотим применить другой подход, сделав акцент на консервации. Наша задача — устранить разрушающие факторы и все зафиксировать, — объясняет Евгения Мымрина. — Мы должны убрать белковую пленку, которая коробится и приподнимает красочный слой. Хотим это сделать, не отделяя сегменты карты от сферы, используя гелевые системы, позволяющие работать на поверхности бумаги, удаляя загрязнения и поверхностное покрытие, не проникая в глубь структуры бумаги. Там, где на сфере есть крупные повреждения, бумага уже отошла, и планируется локально их заполнять». Пока что реставраторы раздумывают, заполнять ли новой бумагой и тонировками крупные утраты; советами помогают коллеги из Музея глобусов в Вене. Сейчас отреставрирована деревянная подставка небесной сферы и сделана ее 3D-модель.

«Реставрация таких уникальных памятников — это действительно событие мирового масштаба, — говорит директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин. — Глобусы Блау имеют важное значение как источник знаний о Великих географических открытиях и развитии европейской научной мысли. Они хранятся почти во всех крупнейших музейных хранилищах, а в России имеются в единственном экземпляре — у нас в музее. Перед реставраторами Центра Грабаря  стояла очень сложная задача — восстановить все элементы глобуса, сохраняя его аутентичность, и они проделали огромную работу. По планам работы с памятниками окончательно завершатся к концу 2021 года. А у музея пока есть время, чтобы найти им достойное место на экспозиции».

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Современные художники в исторических декорациях
Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах
29.04.2022
Современные художники в исторических декорациях
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+