18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Земная и небесная сферы сошлись для реставрации

В Реставрационном центре Грабаря работают над уникальными парными глобусами XVII века мастерской Блау, земным и небесным, из коллекции Государственного исторического музея

Драматическая история уникальных парных глобусов — земного, который уже отреставрирован и был представлен публике, и небесного, для которого все еще впереди, — позволяет проследить эволюцию реставрационной мысли и технологий в последние десятилетия.

Глобусы амстердамской мастерской Виллема Блау и его наследников — вожделенные предметы для любой исторической коллекции. Ученик великого астролога и астронома Тихо Браге делал глобусы и карты с начала 1600-х годов; в 1633-м он стал картографом Голландской республики и Ост-Индской компании — это давало ему доступ к самым свежим географическим данным. Мастерская, кроме карт печатавшая научные книги, во второй половине XVII века перешла к сыновьям астронома, Яну и Корнелиусу Блау. В 1698 году, после большого пожара в Амстердаме и смерти одного из братьев, компания прекратила свое существование.

Звезда экспозиции Исторического музея — Большой глобус Блау был куплен по распоряжению Петра I во время его поездки с Великим посольством по Европе в 1697–1698 годах. В Московском Кремле для глобуса был выстроен специальный павильон. В 1730 году его перевезли в Сухареву башню, в Навигацкую школу, а в 1750-м отправили в Санкт-Петербург в Академию наук. В Историческом музее глобус хранится с 1912 года. Огромный, почти двухметровый вместе с подставкой, он сделан из меди и расписан красками по грунту. В начале 2000-х с ним были проведены комплексные реставрационные работы.

Но в коллекции ГИМ есть еще парные глобусы мастерской Блау — земная и небесная сферы 1647 года, предметы абсолютно уникальные. Они были куплены музеем в 1925 году у семьи инженера путей сообщения Эдуарда Айспора. Глобусы были представлены в постоянной экспозиции музея, однако к 1986 году им очевидно потребовалась реставрация. Начать решили с земного — более информативного для исследователей и привлекательного для посетителей. Специалисты ГИМ сняли со сферы бумажные сегменты карты, сделали пробные расчистки. Но технология реставрации таких сложных трехмерных объектов тогда была несовершенна, и даже консультации с европейскими специалистами не помогли: сфера и бумажные сегменты были сильно деформированы, соединить их обратно не удалось. Экспонаты ждали 30 лет, пока не появились новые технологии и, что немаловажно, средства. Их выделил спонсор Исторического музея, юридическая фирма «Городисский и партнеры».

В 2018–2019 годах работу над земным глобусом начали во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э.Грабаря, в мастерской реставрации графики.

Пара глобусов Блау — это сферы из папье-маше диаметром 68 см с наклеенными сегментами карты, которая напечатана в технике резцовой гравюры с последующей росписью. Уже снятые с поверхности земной сферы 38 гравированных сегментов карты имели повреждения от вращения, разрывы и потертости. Но главное, они были покрыты многими слоями подобия лака из яичного белка, которым прежние владельцы пытались защитить уже загрязненную поверхность. От времени белок стал жестким, деформировал и рвал бумагу. Его пришлось удалять специальным ферментным препаратом. Сфера из папье-маше тоже была серьезно повреждена: покрыта трещинами и вмятинами, ее половинки расходились из-за поздних деревянных вставок.

«При состыковке полусфер приходилось изощряться и пропускать укрепляющий материал через другие имеющиеся отверстия и фиксировать состыкованные фрагменты изнутри», — рассказывает художник-реставратор высшей категории Евгения Мымрина, проводившая работы. Затем трещины заполняли грунтом из мела с осетровым клеем, а поверхность выравнивали слоями японской бумаги. Расчищенные бумажные фрагменты, на которых заново проступили контуры континентов и фигурки фантастических существ, населяющих земли и воды, закрепили на сфере клеем из пшеничного крахмала. Таким образом, была максимально соблюдена технология XVII века. Уточнить расположение секторов карты и рассчитать так, чтобы все швы совпали, помогла подробная 3D-модель. Готовый земной глобус представили публике в январе 2020 года.

«Земная сфера попала к нам в руки в состоянии незавершенной реставрации 30-летней давности. Глобус был разобран, и на его примере мы поняли, как все устроено. Это дает уверенность. К небесной сфере мы хотим применить другой подход, сделав акцент на консервации. Наша задача — устранить разрушающие факторы и все зафиксировать, — объясняет Евгения Мымрина. — Мы должны убрать белковую пленку, которая коробится и приподнимает красочный слой. Хотим это сделать, не отделяя сегменты карты от сферы, используя гелевые системы, позволяющие работать на поверхности бумаги, удаляя загрязнения и поверхностное покрытие, не проникая в глубь структуры бумаги. Там, где на сфере есть крупные повреждения, бумага уже отошла, и планируется локально их заполнять». Пока что реставраторы раздумывают, заполнять ли новой бумагой и тонировками крупные утраты; советами помогают коллеги из Музея глобусов в Вене. Сейчас отреставрирована деревянная подставка небесной сферы и сделана ее 3D-модель.

«Реставрация таких уникальных памятников — это действительно событие мирового масштаба, — говорит директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин. — Глобусы Блау имеют важное значение как источник знаний о Великих географических открытиях и развитии европейской научной мысли. Они хранятся почти во всех крупнейших музейных хранилищах, а в России имеются в единственном экземпляре — у нас в музее. Перед реставраторами Центра Грабаря  стояла очень сложная задача — восстановить все элементы глобуса, сохраняя его аутентичность, и они проделали огромную работу. По планам работы с памятниками окончательно завершатся к концу 2021 года. А у музея пока есть время, чтобы найти им достойное место на экспозиции».

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+