18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка пасхальных плакатов Easter Posters 2.0 проходит онлайн

Накануне православной Пасхи художники, кураторы, музыканты и айтишники объединились в любопытном проекте

Плакат Михала Татаркиевича (Польша). Фото: Easter Posters 2.0
Плакат Михала Татаркиевича (Польша).
Фото: Easter Posters 2.0

Идея носилась в воздухе — во время карантина и тотальной самоизоляции кто-нибудь просто обязан был сделать свежую арт-выставку в виртуальном пространстве.

Смотр пасхальных плакатов готовился давно. Все началось с того, что известный современный художник Елена Ковылина стала директором муниципальной галереи «Ходынка» и искала интересные проекты под новую площадку. Один из тех, кому она позвонила, — ныне живущий в Черногории галерист Марат Гельман. Среди многочисленных культурных начинаний, которые Марат инициирует в подведомственной ему Будве, — Школа дизайна Сергея Серова. Последний тоже не нуждается в долгом представлении: Сергей Иванович Серов вот уже четверть века поддерживает в России профессиональную активность в области графического дизайна. Придуманный им фестиваль «Золотая пчела» в этом году состоится в Москве уже в 14-й раз!

Плакат Миколы Коваленко (Словакия). Фото: Easter Posters 2.0
Плакат Миколы Коваленко (Словакия).
Фото: Easter Posters 2.0

Так вот, в числе фестивалей, конкурсов и образовательных программ графического дизайна в Черногории в 2017 году была выставка пасхального плаката. Она имела большой успех. В тот год католическая и православная Пасхи совпали по датам, и представители двух ветвей христианства вдруг объединились в благосклонном отношении к этой идее и если не благословили, то вполне были рады, что современные художники-графики пофантазировали на тему Пасхи.

В 2020-м Марат Гельман предложил Елене Ковылиной повторить ту выставку в Москве в галерее «Ходынка», естественно дополнив экспозицию свежими работами. Но в проект вмешались обстоятельства. Короче, провести выставку в предпасхальную неделю не осталось никаких возможностей.

Плакат Юрия Тореева (Белоруссия). Фото: Easter Posters 2.0
Плакат Юрия Тореева (Белоруссия).
Фото: Easter Posters 2.0

И тут к проекту присоединились живущие в Берлине русские художники Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева. Они давно экспериментируют с visual reality installations — компьютерными программами, которые позволяют переносить реальные выставки в цифровое пространство. Несколько московских смотров, имевших место еще до отъезда художников в Германию, они воспроизвели в виртуальной реальности.

На сей раз выставку Easter Posters решили сразу делать онлайн. Чтобы совсем был «полный фарш», позвали композитора Сергея Невского написать музыку. В каждом виртуальном зале она своя — перемещаться по выставке не скучно.

Плакат Дмитрия Мириленко (Россия). Фото: Easter Posters 2.0
Плакат Дмитрия Мириленко (Россия).
Фото: Easter Posters 2.0

Вы можете пройти по ссылке в конце статьи — и очутиться в белом виртуальном музее, где по стенам шести круглых залов развешаны плакаты. Обратите внимание на произведения Петра Банкова — одного из лидеров графического дизайна в мировом масштабе, живущего в Праге, на плакаты Николая Штока, Юрия Гулитова, Дана Райзингера (1934–2019) из Израиля, на художника из Петербурга Дмитрия Мириленко, Анну Черную с Украины. Как и на любой сборной выставке, работы сильно различаются по качеству: есть образы буквально наивные, есть почти абстрактные, обыгрывающие шрифты и масштаб отдельных графических элементов. В общем и целом выставка веселая и светлая и соответствует моменту — в том смысле, что напоминает о радости Воскресения и спасает от депрессивных настроений, связанных с самоизоляцией.

Правда, для абсолютного погружения необходимо оборудование — очки-шлем виртуальной реальности. Сейчас в интернет-магазине самый дешевый стоит 36 тыс. руб. Но даже и без очков можно составить представление о том, что и как продвинутые художники фантазируют о Пасхе и ее знаках-символах.

Плакат Петра Банкова (Чехия). Фото: Easter Posters 2.0
Плакат Петра Банкова (Чехия).
Фото: Easter Posters 2.0

Марат Гельман уверен, что это только начало: Google и Facebook наперегонки разрабатывают дешевые VR-очки, коронавирус сильно ускорил процесс и все это оборудование вот-вот должно подешеветь. Повсеместное распространение VR-выставок — вопрос ближайшего времени, и они, по всей видимости, кардинально изменят арт-индустрию.

При всем чисто техническом новаторстве затеи мы не должны отвлекаться от свежести самой концепции. Где плакаты — и где Пасха! Официальные религиозные праздники, по крайней мере в России, — особая область со своей эстетикой, правилами и целевой аудиторией. Легкое новаторство позволяется разве что в росписи яиц. А тут целая выставка, причем уже «апробированная» на международной сцене.

Плакат Николая Штока (Россия). Фото: Easter Posters 2.0
Плакат Николая Штока (Россия).
Фото: Easter Posters 2.0

Автором идеи выступил Сергей Серов. В рамках «Золотой пчелы», которая имеет более дюжины номинаций, как минимум одну номинацию он посвящает вопросам веры. Темы звучат почти нейтрально: «Десять заповедей», «Вера, надежда, любовь», «Ад. Чистилище. Рай». Художники, как сам Сергей Иванович говорит, без особого энтузиазма откликаются на его инициативу, потому как в большинстве своем они левые агностики и атеисты. Тем не менее Серов настаивает и видит в этом собственную миссию. Его вдохновляет пример Японии, где синтоизм и буддизм настолько вошли в сознание людей, что, сами того не замечая, они живут, работают, творят, радуются жизни согласно глубоко укоренным религиозным этике и эстетике. Неписанные многовековые правила помогают японцам создавать в том числе ни на что не похожий современный дизайн. «Россия — не дизайнерская страна, она никогда не стремилась к красоте повседневности и гуманному обустройству жизни, — возвращается Сергей Серов к родным осинам. — И дизайнерам приходится растапливать эту вечную мерзлоту, нести в мир человечность. Тем более что талант нам дан Божьей милостью, а искусство можно трактовать как отблески божественного начала».

Выставка доступна здесь.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+