18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Выставка пасхальных плакатов Easter Posters 2.0 проходит онлайн

Накануне православной Пасхи художники, кураторы, музыканты и айтишники объединились в любопытном проекте

Идея носилась в воздухе — во время карантина и тотальной самоизоляции кто-нибудь просто обязан был сделать свежую арт-выставку в виртуальном пространстве.

Смотр пасхальных плакатов готовился давно. Все началось с того, что известный современный художник Елена Ковылина стала директором муниципальной галереи «Ходынка» и искала интересные проекты под новую площадку. Один из тех, кому она позвонила, — ныне живущий в Черногории галерист Марат Гельман. Среди многочисленных культурных начинаний, которые Марат инициирует в подведомственной ему Будве, — Школа дизайна Сергея Серова. Последний тоже не нуждается в долгом представлении: Сергей Иванович Серов вот уже четверть века поддерживает в России профессиональную активность в области графического дизайна. Придуманный им фестиваль «Золотая пчела» в этом году состоится в Москве уже в 14-й раз!

Так вот, в числе фестивалей, конкурсов и образовательных программ графического дизайна в Черногории в 2017 году была выставка пасхального плаката. Она имела большой успех. В тот год католическая и православная Пасхи совпали по датам, и представители двух ветвей христианства вдруг объединились в благосклонном отношении к этой идее и если не благословили, то вполне были рады, что современные художники-графики пофантазировали на тему Пасхи.

В 2020-м Марат Гельман предложил Елене Ковылиной повторить ту выставку в Москве в галерее «Ходынка», естественно дополнив экспозицию свежими работами. Но в проект вмешались обстоятельства. Короче, провести выставку в предпасхальную неделю не осталось никаких возможностей.

И тут к проекту присоединились живущие в Берлине русские художники Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева. Они давно экспериментируют с visual reality installations — компьютерными программами, которые позволяют переносить реальные выставки в цифровое пространство. Несколько московских смотров, имевших место еще до отъезда художников в Германию, они воспроизвели в виртуальной реальности.

На сей раз выставку Easter Posters решили сразу делать онлайн. Чтобы совсем был «полный фарш», позвали композитора Сергея Невского написать музыку. В каждом виртуальном зале она своя — перемещаться по выставке не скучно.

Вы можете пройти по ссылке в конце статьи — и очутиться в белом виртуальном музее, где по стенам шести круглых залов развешаны плакаты. Обратите внимание на произведения Петра Банкова — одного из лидеров графического дизайна в мировом масштабе, живущего в Праге, на плакаты Николая Штока, Юрия Гулитова, Дана Райзингера (1934–2019) из Израиля, на художника из Петербурга Дмитрия Мириленко, Анну Черную с Украины. Как и на любой сборной выставке, работы сильно различаются по качеству: есть образы буквально наивные, есть почти абстрактные, обыгрывающие шрифты и масштаб отдельных графических элементов. В общем и целом выставка веселая и светлая и соответствует моменту — в том смысле, что напоминает о радости Воскресения и спасает от депрессивных настроений, связанных с самоизоляцией.

Правда, для абсолютного погружения необходимо оборудование — очки-шлем виртуальной реальности. Сейчас в интернет-магазине самый дешевый стоит 36 тыс. руб. Но даже и без очков можно составить представление о том, что и как продвинутые художники фантазируют о Пасхе и ее знаках-символах.

Марат Гельман уверен, что это только начало: Google и Facebook наперегонки разрабатывают дешевые VR-очки, коронавирус сильно ускорил процесс и все это оборудование вот-вот должно подешеветь. Повсеместное распространение VR-выставок — вопрос ближайшего времени, и они, по всей видимости, кардинально изменят арт-индустрию.

При всем чисто техническом новаторстве затеи мы не должны отвлекаться от свежести самой концепции. Где плакаты — и где Пасха! Официальные религиозные праздники, по крайней мере в России, — особая область со своей эстетикой, правилами и целевой аудиторией. Легкое новаторство позволяется разве что в росписи яиц. А тут целая выставка, причем уже «апробированная» на международной сцене.

Автором идеи выступил Сергей Серов. В рамках «Золотой пчелы», которая имеет более дюжины номинаций, как минимум одну номинацию он посвящает вопросам веры. Темы звучат почти нейтрально: «Десять заповедей», «Вера, надежда, любовь», «Ад. Чистилище. Рай». Художники, как сам Сергей Иванович говорит, без особого энтузиазма откликаются на его инициативу, потому как в большинстве своем они левые агностики и атеисты. Тем не менее Серов настаивает и видит в этом собственную миссию. Его вдохновляет пример Японии, где синтоизм и буддизм настолько вошли в сознание людей, что, сами того не замечая, они живут, работают, творят, радуются жизни согласно глубоко укоренным религиозным этике и эстетике. Неписанные многовековые правила помогают японцам создавать в том числе ни на что не похожий современный дизайн. «Россия — не дизайнерская страна, она никогда не стремилась к красоте повседневности и гуманному обустройству жизни, — возвращается Сергей Серов к родным осинам. — И дизайнерам приходится растапливать эту вечную мерзлоту, нести в мир человечность. Тем более что талант нам дан Божьей милостью, а искусство можно трактовать как отблески божественного начала».

Выставка доступна здесь.

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+