18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три лота недели

Совсем непохожий Александр Бенуа и очень похожий Денис Давыдов, а также реальный и воображаемый Рим на гравюре Пиранези. Три лучших лота на московских аукционах выбирала Татьяна Маркина.

Джованни Баттиста Пиранези. Лист из серии «Виды Рима». 1748–1778

Рим завладевал венецианцем Пиранези постепенно. Первый альбом его римских гравюр был сочиненным; мастера (который вообще-то был архитектором) захватила «безмерность мраморных глыб и бесконечность пространств» города. То, что Пиранези создал десять лет спустя, уже сочетало наблюдательность археолога и ученого с впечатлениями художника и путешественника. Иногда мастер создавал листы, скрупулезно воспроизводящие римские памятники в том виде, в котором они дошли до него, иногда поправлял действительность воображаемыми реконструкциями. Иногда и вовсе уходил в мир фантазий, как в знаменитой серии «Темницы», навеянной развалинами древнеримской тюрьмы на Капитолийском холме, но рисующей уходящие в бесконечность лестницы, крутящиеся своды, паутины балок и мистические лучи света, бьющие сквозь пробоины в стенах. Большой лист «Храм Кибелы на площади Бока дель Верита» 1758 года (как и два других листа Пиранези на торгах) относится к первому, «реалистическому» типу. Однако и на нем замечаешь не только стирку белья в античном фонтане и колеса, прислоненные к ветхому, превращенному в церковь храму древней языческой богини, великой матери богов, но и драматическое распределение света и тени и облака, нервно клубящиеся над крышей храма.

«Альбион», 4 октября (14:00), эстимейт 200–250 тыс. руб.

Карл Гампельн. Портрет Дениса Давыдова. 1820-е

Этот портрет поэта, героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова современники считали «одним из наиболее похожих». Он был сделан в Москве, куда Карл Гампельн, успешный и модный петербургский портретист, в мастерской которого могли встретиться и отец Пушкина Сергей Львович, и декабристы Петр Коновницын и Николай Лорер, и министр внутренних дел и коллекционер Виктор Кочубей, попал не по своей воле. Много лет Гампельн был завсегдатаем в доме президента Академии художеств Александра Оленина; в дни следствия над декабристами знакомство с семьями Олениных и Коновницыных вынудило художника уехать. Весной 1826 года, в Москве, Гампельн был представлен Давыдову, с которого и написал портрет. Это изображение понравилось славному партизану, герою и поэту, и Давыдов заказал Гампельну сделать с него небольшой тираж литографий. Литографированный портрет предназначался для частных подношений и в продажу не поступал (что и объясняет его нынешнюю редкость). Нижняя часть листа с именем изображенного выполнена в технике гравюры и подклеивалась ко всем немногочисленным экземплярам тиража.

«В Никитском», 2 октября (19:00), эстимейт 20–22 тыс. руб.

Почтовая открытка с портретом Александра Бенуа работы Бориса Кустодиева и автографом. 1920

«Уверяю Вас, что я здесь непохож, никогда таким противным не был. Ал. Бенуа» — вот что написано на открытке, выпущенной издательством Общины святой Евгении, и что делает ее такой редкой.

Эта община возникла в 1882 году по инициативе художников, в том числе Гавриила Кондратенко, который на этюдах в Крыму встретил нищую, оказавшуюся бывшей сестрой милосердия. В помощь женщинам, выхаживавшим раненых во время русско-турецкой войны, а потом брошенных на произвол судьбы, был создан комитет, покровительство над которым взяла принцесса Евгения Ольденбургская. Общину назвали в честь ее небесной покровительницы, а финансироваться она должна была за счет издательской деятельности — выпуска портретов, календарей, открыток. С 1902 года с издательством стали сотрудничать художники «Мира искусства»: они рисовали календари и открытки и портретировали друг друга. Открытка (и еще несколько лотов) происходит из коллекции сына писателя Николая Телешова, на знаменитых московских средах которого перебывала вся российская художественная элита.

«Антиквариум», 27 сентября (с 13:00), аукцион пройдет исключительно в режиме онлайн-трансляции. Эстимейт 300–500 у. е.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+