18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Находки с Биржевой площади готовы к передаче в музей

Часть находок, сделанных во время археологических раскопок в центре Москвы, отреставрировали и обещают показать в одном из столичных музеев

Работа с артефактами, обнаруженными во время раскопок на перекрестке Ильинки и Богоявленского переулка, длилась два с половиной года. Сейчас часть из них, в том числе шлем, фрагменты доспеха, огнестрельного и холодного оружия, а также целый комплект кандальника (кандалы ножные, ручные, ошейник, цепь), готовы к передаче в музей и экспонированию.

«В 2017 году археологам удалось обнаружить целый „кладовый“ комплекс предметов вооружения, ремесленных инструментов и некоторых других вещей. Это очень ценный материал, потребовавший довольно продолжительного научного изучения. Эксперты утверждают, что полученные данные значительно обогащают представления о средневековой Москве и роли Великого посада. В ходе проведенных исследований было установлено, что все артефакты датируются XVI — началом XVII века», — рассказал глава Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

Раскопки начались на площади в центре Москвы в связи с ее благоустройством: тут планировалось сделать фонтан. В середине лета 2017 года в процессе земляных работ стали обнаруживаться фрагменты каменной кладки — основание церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, стоявшей здесь с 1558 по 1779 год и входившей в состав подворья Иосифо-Волоцкого монастыря. Общественное движение «Архнадзор» мгновенно потребовало привлечь максимальное внимание к работам и перевести их на профессиональный уровень. В результате сооружение технической (подземной) части фонтана было приостановлено и в раскоп пришли археологи, и даже палеонтологи. Всего здесь было найдено порядка 800 артефактов, изучена площадь более 140 кв. м. Мощность культурного слоя составляла 3,5 м без учета углубленных ниже материковой поверхности построек — там мощность слоя достигла 4,5–5 м, рассказали в Мосгорнаследии.

Несмотря на предложения общественников устроить на Биржевой площади археологический музей (например, накрыв место находок стеклом, как сделано в Кремле, там, где прежде стоял Чудов монастырь), остатки стен, фундаментов и подклетов решено было законсервировать и снова засыпать грунтом. Как объяснял тогда Леонид Кондрашев, главный археолог города Москвы, участки каменной и кирпичной кладки сначала укутали геотканью, которая не позволит влаге их разрушить, а затем равномерно засыпали мелкозернистым песком, что образует своеобразную подушку безопасности. Сверху водрузили обещанный фонтан.

Многочисленные находки из раскопок тщательно исследовали и кое-что уже распределили по музеям. Например, часть деревянной лестницы XVI века, которая вела в подклет мастерской ремесленника, располагавшейся на территории подворья. Ее удалось восстановить и перенести в Музей Москвы.

Сегодня к передаче в музеи и экспонированию готовы и другие объекты. Среди них — отреставрированная так называемая мисюрка, железный шлем мисюрского типа в виде полусферы с медным орнаментированным крепежом под плюмаж на верхушке и перфорацией по краю под глухую кольчужную бармицу. А также наруч латного доспеха, колесцовый ружейный замок и фрагмент клинкового оружия (польской «карабелы» или гусарского палаша) — типичного вооружения всадника.

В какой из московских музеев будут переданы эти предметы, в Мосгорнаследии пока не уточняют.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+