18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Эрмитаже отреставрированы уникальные скульптуры Петра Клодта

№82
Материал из газеты

Эти изображения племенных английских жеребцов когда-то украшали личные покои Николая I

Небольшие кабинетные скульптуры, выполненные Петром Клодтом (1805–1867) из гипса по заказу императора Николая I, многие десятилетия находились в фондах Эрмитажа в почти руинированном состоянии. После комплексной научной реставрации, которая продолжалась несколько лет, фигурам коней были возвращены их первоначальный облик и экспозиционный вид.

Конные памятники и статуи, созданные этим мастером для оформления площадей, зданий, мостов и триумфальных арок, отлично известны и в России, и за рубежом. Знаменитые кони Клодта украшают в Петербурге Аничков мост через Фонтанку, Нарвские триумфальные ворота. Конный памятник Николаю I на Исаакиевской площади устоял даже под натиском революционной бури 1917 года. После Октября его неоднократно пытались снести, но новая власть все-таки признала шедевром инженерной мысли (статуя стоит всего на двух опорах), и он остался на своем месте.

А вот кабинетные работы Клодта, тем более скульптуры из гипса, были почти неизвестны. До наших дней дошло всего три таких авторских произведения из раскрашенного гипса; два из них — изображения скакуна Мидлетона и английского фермерского жеребца — хранятся в отделе западноевропейского искусства Эрмитажа. Но с 1830-х годов и по сию пору их мало кто видел. Сначала потому, что это были вещи из личных покоев императора (обе гипсовые фигуры стояли в туалетной комнате Николая I в Аничковом дворце), позднее — потому что они долго находились в чрезвычайно плачевном состоянии.

По словам Александры Богдановой, художника-реставратора лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня Эрмитажа, когда пять лет назад статуэтки поступили к ним, гипс был сильно разрушен. «Гипс — очень хрупкий материал, его непросто сохранять, но даже металлические каркасы внутри скульптур были деформированы, а гривы и хвосты изо льна практически отсутствовали, — рассказала реставратор корреспонденту The Art Newspaper Russia. — Потребовалось время, чтобы найти единственно верное решение: как зафиксировать фигуры и восстановить утраченные детали. Для этого мы тщательно подбирали аналогичные работы Клодта из Научно-исследовательского музея Российской академии художеств и Русского музея. А хвосты и гривы было решено выполнить из окрашенного шелка, в отличие от авторских — изо льна».

В 1833 году из Англии в Россию для улучшения породы привезли породистого скакуна Мидлетона, победителя скачек Derby Stakes. Император Николай I заказал Петру Клодту его модель, а также кабинетную скульптуру английского фермерского жеребца. Мастер не только сам выполнил небольшие гипсовые фигуры (30 см в высоту), но и лично их дорабатывал — раскрашивал, используя масляную краску очень жидкой консистенции, которую наносил тонкими слоями, чтобы имитировать кожу и создать приближенные к реальным цветовые переходы. А также сам подбирал и окрашивал льняные нити для грив и хвостов.

Уникальны эти скульптуры не только тем, что автор выполнил их лично от гривы до хвоста, но и реальным портретным сходством моделей с оригиналами. Это вообще была отличительная черта Петра Клодта: он всегда лепил своих коней с натуры, выбирая конкретных животных. Уникальные черты постарались сохранить и реставраторы. «Мы очень тщательно подбирали аналоги, изучали технологии и материалы, — говорит Александра Богданова. — Долго искали исходники, которые находились в других музеях, бесконечные сверки и поездки заняли много времени. Нам удалось найти практически идентичные варианты фигур, поскольку скульптор нередко использовал одни и те же гипсовые модели в нескольких работах. Кроме того, мы восстановили технологию и материалы авторской тонировки».

Сейчас в пространстве Восточной галереи Зимнего дворца открыта выставка «Работы П.К.Клодта. К завершению реставрации» (по плану — до 14 апреля), где можно увидеть не только восстановленные гипсовые фигуры Мидлетона и английского фермерского жеребца, но и другие кабинетные скульптуры мастера. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+