18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Эрмитаже отреставрированы уникальные скульптуры Петра Клодта

№82
Материал из газеты

Эти изображения племенных английских жеребцов когда-то украшали личные покои Николая I

Небольшие кабинетные скульптуры, выполненные Петром Клодтом (1805–1867) из гипса по заказу императора Николая I, многие десятилетия находились в фондах Эрмитажа в почти руинированном состоянии. После комплексной научной реставрации, которая продолжалась несколько лет, фигурам коней были возвращены их первоначальный облик и экспозиционный вид.

Конные памятники и статуи, созданные этим мастером для оформления площадей, зданий, мостов и триумфальных арок, отлично известны и в России, и за рубежом. Знаменитые кони Клодта украшают в Петербурге Аничков мост через Фонтанку, Нарвские триумфальные ворота. Конный памятник Николаю I на Исаакиевской площади устоял даже под натиском революционной бури 1917 года. После Октября его неоднократно пытались снести, но новая власть все-таки признала шедевром инженерной мысли (статуя стоит всего на двух опорах), и он остался на своем месте.

А вот кабинетные работы Клодта, тем более скульптуры из гипса, были почти неизвестны. До наших дней дошло всего три таких авторских произведения из раскрашенного гипса; два из них — изображения скакуна Мидлетона и английского фермерского жеребца — хранятся в отделе западноевропейского искусства Эрмитажа. Но с 1830-х годов и по сию пору их мало кто видел. Сначала потому, что это были вещи из личных покоев императора (обе гипсовые фигуры стояли в туалетной комнате Николая I в Аничковом дворце), позднее — потому что они долго находились в чрезвычайно плачевном состоянии.

По словам Александры Богдановой, художника-реставратора лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня Эрмитажа, когда пять лет назад статуэтки поступили к ним, гипс был сильно разрушен. «Гипс — очень хрупкий материал, его непросто сохранять, но даже металлические каркасы внутри скульптур были деформированы, а гривы и хвосты изо льна практически отсутствовали, — рассказала реставратор корреспонденту The Art Newspaper Russia. — Потребовалось время, чтобы найти единственно верное решение: как зафиксировать фигуры и восстановить утраченные детали. Для этого мы тщательно подбирали аналогичные работы Клодта из Научно-исследовательского музея Российской академии художеств и Русского музея. А хвосты и гривы было решено выполнить из окрашенного шелка, в отличие от авторских — изо льна».

В 1833 году из Англии в Россию для улучшения породы привезли породистого скакуна Мидлетона, победителя скачек Derby Stakes. Император Николай I заказал Петру Клодту его модель, а также кабинетную скульптуру английского фермерского жеребца. Мастер не только сам выполнил небольшие гипсовые фигуры (30 см в высоту), но и лично их дорабатывал — раскрашивал, используя масляную краску очень жидкой консистенции, которую наносил тонкими слоями, чтобы имитировать кожу и создать приближенные к реальным цветовые переходы. А также сам подбирал и окрашивал льняные нити для грив и хвостов.

Уникальны эти скульптуры не только тем, что автор выполнил их лично от гривы до хвоста, но и реальным портретным сходством моделей с оригиналами. Это вообще была отличительная черта Петра Клодта: он всегда лепил своих коней с натуры, выбирая конкретных животных. Уникальные черты постарались сохранить и реставраторы. «Мы очень тщательно подбирали аналоги, изучали технологии и материалы, — говорит Александра Богданова. — Долго искали исходники, которые находились в других музеях, бесконечные сверки и поездки заняли много времени. Нам удалось найти практически идентичные варианты фигур, поскольку скульптор нередко использовал одни и те же гипсовые модели в нескольких работах. Кроме того, мы восстановили технологию и материалы авторской тонировки».

Сейчас в пространстве Восточной галереи Зимнего дворца открыта выставка «Работы П.К.Клодта. К завершению реставрации» (по плану — до 14 апреля), где можно увидеть не только восстановленные гипсовые фигуры Мидлетона и английского фермерского жеребца, но и другие кабинетные скульптуры мастера. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+