Метрополитен-музей отмечает 150-летие

Пандемия серьезно скорректировала юбилейные планы музея, но не отменила их насовсем

Новая экспозиция под названием «Перекрестки». Фото: Courtesy of the Metropolitan Museum of Art
Новая экспозиция под названием «Перекрестки».
Фото: Courtesy of the Metropolitan Museum of Art

«Во времена подъема национализма как никогда важно показывать взаимосвязь культур и демонстрировать общее культурное наследие», — заявил в недавнем интервью директор нью-йоркского Метрополитен-музея Макс Холляйн. Учитывая, что Met сейчас закрыт из-за пандемии COVID-19, сотрясающей весь мир, такой посыл должен стать вдвойне актуальным.

В этом году, 13 апреля, исполняется 150 лет со дня основания Метрополитен-музея, однако серия юбилейных торжеств и выставок, включая специально подготовленный исторический экскурс «Создавая Met. 1870–2020», была вынужденно приостановлена. В музее уже заявили о $100 млн убытков, которые институция понесет из-за карантина и ряда неизбежных кадровых сокращений. Однако, когда он вновь распахнет свои двери, его афиша может пополниться выставками по мотивам последних мировых событий.

Что касается юбилейной программы, то выставка «Создавая Met» (должна была открыться 30 марта и работать до 2 августа) посвящена страницам истории музея, а другие инициативы так или иначе переосмысливают концепт «глобального музея в XXI веке», настаивая на том, что весь мир — единое, хотя и крайне неоднородное сообщество. Например, новая экспозиция под названием «Перекрестки» объединяет предметы из разных музейных отделов, подчеркивая общий опыт, лежащий в основе изучения прежде разрозненных областей. Так, на ширмах эпохи Эдо (XVII век) изображено прибытие европейских купцов в Японию, что привело к плодотворному обмену достижениями цивилизации и идеями между Западом и Востоком. А скульптурный портрет древнеримского императора Константина Великого делит подиум с не менее сакральным изваянием — статуей бога дождя (IX век), которому поклонялись индейцы майя. В честь 150-летия музей расширит постоянную экспозицию и дополнит ее новыми приобретениями. Среди ожидаемых экспонатов — тибетская военная маска, подаренная бывшим куратором отдела азиатского искусства Стивеном Коссаком, и полотно Carousel State (1968) Сэма Гиллиама.

Все это делается для того, чтобы полнее представить разные мировые культуры и размыть то, что Холляйн в эссе для каталога к «Создавая Met» называет «устаревшими моделями классификации» энциклопедического музея эпохи Просвещения. А кроме того, это попытка открыть перед музеем новые перспективы, поскольку исторически его коллекция складывалась под влиянием вкусов состоятельных нью-йоркских коллекционеров.

Протестующие перед Метрополитен-музеем во время выставки «Гарлем во мне». 1969 г. Фото: Courtesy of the Metropolitan Museum of Art
Протестующие перед Метрополитен-музеем во время выставки «Гарлем во мне». 1969 г.
Фото: Courtesy of the Metropolitan Museum of Art

Метрополитен был создан в 1870 году группой меценатов и художников, убежденных в том, что городу нужен музей, который мог бы конкурировать с лондонским Музеем Виктории и Альберта или парижским Лувром. Однако интересы почитателей искусства тогда и на протяжении многих десятилетий оставались однобокими. «Их занимали прежде всего античная история и страны, упомянутые в Библии, — говорит Андреа Байер, заместитель директора по хранению и управлению. — Еще они интересовались великой китайской цивилизацией, европейскими традициям. А вот другие огромные части земного шара не слишком их волновали». Например, мезоамериканские произведения искусства Метрополитен долгое время отсылал в Американский музей естественной истории и в Бруклинский музей.

Только в конце XX века кое-что из сосланного вернули и объединили с завещанным Рокфеллером собранием артефактов из стран Африки и Океании, и на базе этой коллекции возник отдел Африки, Океании и обеих Америк. «Я хорошо помню, как открылось это крыло и какое сильнейшее впечатление тогда произвело и обладание этим невероятным художественным наследием, которого прежде публика не видела, и та открытость миру, что оно создавало, — рассказывает Байер. — То же самое можно сказать и о галереях исламского искусства, созданных в 1975 году».

Работа над ошибками

С одной стороны, Метрополитен старался полнее и активнее демонстрировать искусство всего мира, с другой — в музее, по словам Байер, «все больше запутывались в том, как показывать современное искусство во всем его спектре». Статус послевоенного и современного искусства здесь был почти столь же неоднозначным, как у археологических находок из раскопок Met в Египте и на Ближнем Востоке в начале XX века или у похоронных и церемониальных объектов североамериканских индейцев. Вспомним, что Метрополитен не всегда высоко ценил искусство настоящего — в свое время музей отказался от коллекции американского современного искусства Гертруды Уитни, которую она предложила ему в 1929 году.

Выставка «Создавая Met» напоминает и о печально известной экспозиции 1969 года «Гарлем во мне», посвященной центру культурной жизни афроамериканцев. Выставка имела этнографический характер, на ней не было представлено ни одной картины или скульптуры афроамериканского художника — только фотографии. По словам Байер, музей «неподобающе повел себя по отношению к художникам из Гарлема, неподобающе повел себя по отношению к художникам из Нью-Йорка; это были неверные шаги, и почти наверняка мы их все еще совершаем».

Сегодня в Метрополитен размышляют о своих прошлых и нынешних ошибках, а его директор надеется привлечь в музей как можно более широкую аудиторию. «Я думаю, идея энциклопедического музея, объединяющего культуры мира в одном здании, по-прежнему актуальна», — говорит Холляйн, уточняя при этом, что нужно отойти от «линейного нарратива, чтобы собрать и переплести многочисленные и взаимосвязанные истории».

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+