18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Ольга Шишко: «Первое, что мы сделаем, — расставим столы через залы музея»

ГМИИ им. А.С.Пушкина запускает проект, помогающий пережить изоляцию, — «100 способов прожить минуту». О новом проекте, который стартует 10 апреля, рассказывает заведующая отделом кино- и медиаискусства музея Ольга Шишко

Как и зачем придуман новый проект?

Наш новый проект «100 способов прожить минуту» мне лично очень помогает оставаться в домашней самоизоляции, но общаться со всем миром. Мне даже кажется, что до работы над ним я никогда не уделяла так много времени моим любимым художникам и искусствоведам, которые сейчас на карантине в самых разных уголках мира: Китае, Японии, Австралии, Европе и Америке. Мы почти постоянно в Skype, обсуждаем, как они будут участвовать в нашем проекте, который в какой-то мере игра для нас и для наших зрителей. Мы предлагаем коды и ходы, чтобы они смогли применить их и в личной стратегии самоизоляции. Это время не должно состоять только из работы на «удаленке», просмотра фильмов, разных флешмобов и онлайн-концертов, чем сейчас уже напичкано интернет-пространство. «100 способов прожить минуту» тоже будет идти в режиме онлайн, но давать примеры и того, как можно жить в самоизоляции в реальной жизни.

Из чего состоит этот проект?

Он состоит из двух разделов: «Время — категория созерцания» и «Медиакарантин». Сначала кратко о первом разделе. Самоизоляция заставляет нас остановиться, не бежать куда-то, как обычно, погрузиться в созерцание чего-либо, в нашем примере — произведений искусства. Сотрудники нашего музея выбирают из его коллекции произведения искусства, которые ассоциируются с замедлением времени и уединением и помогают лично им пережить самоизоляцию. Такие мини-лекции уже записали Марина Лошак, Илья Доронченков, Виктория Маркова, Светлана Загорская, Айнура Юсупова. К ним стали присоединяться коллеги из других музеев, например Екатерина Иноземцева, старший куратор «Гаража», комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова, директор Нижегородского филиала ГЦСИ Анна Гор. Подключаются и наши друзья из Центра Помпиду, Тейт Модерн, Художественного музея округа Лос-Анджелес (LACMA), афинского Музея Бенаки. Они, в свою очередь, выбирают произведения из собственных собраний, комментируя их. На сегодняшний день у нас собралось довольно много историй, и еще порядка 25 искусствоведов и кураторов сейчас тоже записывают лекции.

А в «Медиакарантине» главными действующими лицами выступают художники?

Да, главным образом это пока художники, те, которых мы любим и с которыми работаем, но есть и примеры исторические. Ведь художники во все времена привыкли творить в режиме самоизоляции — тот же Тинторетто в XVI веке, когда случилась чума в Венеции. Эти примеры из прошлого и сегодня могут подсказать нам разные варианты уединения. Из современных художников с нами Марианне Хеске из Осло, Криста Зоммерер и Лоран Миньонно, приславшие из австрийского Линца свой ежедневный «коронадневник», китайский художник Ши Чжэн, предлагающий провести день в изоляции со знаменитым британским композитором-электронщиком Брайаном Ино. И это далеко не полный список тех, кто присоединился или присоединится к нашему «Медиакарантину». Отдельная история с австралийским видеохудожником Дереком Креклером, который участвует сделанным в мастерской уже в условиях карантина автопортретом, он назвал его «Вирус в студии». Мы недавно приобрели одну из работ Дерека в нашу коллекцию.

Ставите ли вы перед художниками, которых приглашаете, какие-то условия?

Мы обговорили только одно: они присылают лишь то, что делают сейчас в карантине или самоизоляции, неважно, в студии или еще где-то. Перед многими ведь стоял выбор — уединиться в мастерской или остаться дома. Не у всех, как у Александра Пономарева, тоже участника нашего проекта, мастерская находится в шаговой доступности от дома. Например, Дмитрий Булныгин, сейчас живущий во Франции, уверен, что лучшая самоизоляция — в лесу, в единении с природой, откуда он и прислал работу, в которой призывает не бояться бросать в костер произведения искусства, созданные специально с этой целью. В его видео это выструганные из дерева фигурки поросят. Вообще, неожиданно много собралось разных веселых работ, как «Свобода делать то, что хочется» Александры Дементьевой или «Музей самодельной вещи» Владимира Архипова, предлагающего воспользоваться сложившимися обстоятельствами и, вдохновившись примером народных умельцев, смастерить что-то своими руками. Некоторые художники сопровождают видео подробными инструкциями. Так, аргентинец Мариано Сардон в видео «Сколько длится твоя минута?» предлагает всем провести эксперимент со временем, используя определенные компьютерные коды. А бельгиец Давид Клербо, мастер медитативных погружений, придумал для нашего проекта целый философский монолог с иллюстрациями о чувствах и о том, как их можно разделить с другими. Размышлениями о течении времени в изоляции делится и арт-группа «Провмыза» в видео «Задвоение времени». Поскольку проект интернациональный, он запускается одновременно на русском и английском языках. 

Как вам кажется, будут ваши «100 способов прожить минуту» актуальны и после того, как пандемия закончится?

Да, я почти уверена в этом. Очевидно, что, как это бывало не раз в истории после эпидемий, все выбегут на улицы, начнут обниматься, целоваться, и это будет нечто вроде еще одной Феста дель Реденторе, самого красочного праздника в Венеции, учрежденного еще в XVI веке в честь избавления города от страшной чумы. Мы с Мариной Лошак даже придумали, что первое, что мы сделаем, когда все это закончится, — расставим столы через залы Пушкинского музея и пригласим всех общаться, здороваться за руку, есть за одним столом. Это будет другая реальность, более эмоциональная, может быть. Художники будут больше работать руками, лучше чувствовать материал: мы ведь успеем соскучиться по тактильным контактам. Меня потрясло появление лебедей на каналах опустевшей из-за коронавируса Венеции. Мне хочется думать, что и Москва, как Венеция, станет другой — чище и лучше. Может быть, и люди станут чище и лучше.


Сайт проекта «100 способов прожить минуту»
С 10 апреля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+