18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Глава Private Banking «Открытие»: как инвестировать в искусство

№82
Материал из газеты

Глава Private Banking «Открытие» Виктория Денисова рассказала о том, как работают инвестиции в искусство с точки зрения банковских услуг

Насколько активно клиенты Private Banking «Открытие» инвестируют в предметы искусства? Как меняются объем и доля таких инвестиций в последние годы?

Не могу сказать, что это одно из основных направлений нашей деятельности. Безусловно, основа — это работа с капиталом в финансовой сфере. Тем не менее альтернативные инвестиции, к которым относятся предметы искусства, абсолютно точно вызывают все больший интерес, и все больше таких запросов мы получаем от наших клиентов. В этом плане нам очень помогают представители арт-рынка, с которыми мы активно сотрудничаем, потому что наша внутренняя экспертиза, естественно, направлена на финансы и работу на финансовых рынках. Для того чтобы сделать клиенту оптимальное предложение в сфере арт-инвестиций, мы сотрудничаем с ведущими консультантами рынка искусства, аукционными домами, выставочными проектами и музеями. Люди сейчас в принципе меняют образ жизни и начинают больше интересоваться культурой, их интерес к искусству растет. Например, пять лет назад клиенты в основном опирались на собственную интуицию и вкус, по принципу «нравится — не нравится». А сегодня в рамках наших отделений Private Banking мы формируем экспозицию осмысленно, с привлечением арт-галерей, экспертов. Мы ведем клиента, информируем его о том, что это за художники, почему они выбраны, какая концепция стоит за тем или иным произведением. И сейчас запросы уже более масштабные, чем просто купить выставленную картину. К примеру, создание инвестиционно привлекательной коллекции с нуля, представление клиента на мировых аукционах, оценка и пополнение уже существующей коллекции новыми работами. Не скажу, что часто, но такие запросы есть. И мы активно развиваем подобные предложения. 

Есть ли у вас специализированный сервис для тех, кто инвестирует в искусство? Хранение, логистика?

У нас есть экспертиза в сфере финансов. Мы все-таки банк, финансовый институт, и не претендуем на экспертизу в сфере искусства. В то же время мы сформировали пул надежных, проверенных, известных экспертов арт-рынка, с которыми сотрудничаем. Это как индивидуальные эксперты, так и галереи. И в этом смысле мы можем консультировать наших клиентов по альтернативному инвестированию в произведения искусства и антиквариат, формировать и управлять коллекциями. Также можем консультировать и сопровождать сделки купли-продажи предметов искусства, помогать в организации индивидуальных арт-туров как в России, так и за рубежом. За крупных клиентов и возможность их консультировать конкурирует множество посредников на рынке искусства. Поэтому для наших клиентов актуально наличие именно независимого советника, который представлял бы их интересы либо в аукционных домах, либо в галереях. И мы внедрили эту практику независимого арт-консалтинга. Любое действие советника направлено исключительно на то, чтобы представлять интересы клиента.

За какой временной промежуток человек может адекватно оценить доходность таких инвестиций?

Инвестиции в предметы искусства относятся, безусловно, к долгосрочным вложениям. Речь идет о промежутках от нескольких лет до нескольких десятков лет, это не спекулятивная деятельность. Как пример могу привести нашумевшие сделки — истории полотна Лучо Фонтаны «Пространственное построение. Ожидание», приобретенного в 1997 году за $84,6 тыс. и проданного спустя 20 лет за $4,9 млн, или произведения Жан-Мишеля Баскиа «Джим Кроу», купленного в 1993 году за $136,4 тыс. и проданного в 2017-м за рекордные $17,6 млн.

В принципе, мы применяем такую же оценку доходности арт-инвестиций, как и привычных инвестиционных инструментов. Это упоминаемость, участие художников в арт-событиях, контекст, в котором созданы те или иные произведения, оценка экспертов. К тому же мы всегда опираемся на сравнения и индексы тех или иных индустрий. В сфере искусства, например, есть индекс оценки привлекательности. Какое-то время назад этот индекс купил аукционный дом Sotheby’s, теперь он называется Sotheby’s Mei Moses и демонстрирует динамику происходящего на рынке. Плюс мы следим за тем, что вызывает всеобщий интерес, особенно на рынке современного искусства России. В 2020 году, к примеру, это открытие ГЭС-2, Триеннале современного искусства и выставка NEMOSKVA в Петербурге. И это только российская активность, которая абсолютно точно родит новых звезд и на что обязательно стоит обратить внимание.

Поддерживает ли Private Banking «Открытие» художников и события на арт-рынке?

Мы поддерживаем не конкретных художников, а именно события, сотрудничаем с крупнейшими музеями и выставочными пространствами. Так, в прошлом году Private Banking «Открытие» стал патроном Пушкинского музея. Мы выступали партнером 45-го Российского антикварного салона. При нашем участии состоялась выставка фотографа Гарри Бенсона в Галерее имени братьев Люмьер. И — что важно и на чем мы сейчас фокусируемся — в рамках нашего клуба Art of Life мы организуем собственные мероприятия для клиентов, постоянных и потенциальных, которые как раз направлены на более глубокое погружение в тему искусства. 

Каков ваш прогноз развития арт-рынка в России в плане инвестиций клиентов сегмента private в искусство на ближайшие годы?

Это во многом зависит от экономического развития страны. От того, как чувствует себя экономика. В то же время инвестирование в предметы искусства вне экономических трендов. То есть рынки могут расти и могут падать, а осознанно отобранные и имеющие инвестиционную привлекательность арт-объекты не коррелируют с финансовыми рынками. В этом плане это защищенные объекты инвестирования. Я смотрю на развитие и экономический рост в нашей стране положительно. Он не будет каким-то существенным, тем не менее рост будет, и доля арт-инвестиций российских клиентов будет увеличиваться.

На правах рекламы

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+