18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Что ван Гог думал об обнаженных Дега

В апреле выходит трехтомное академическое издание «Писем Эдгара Дега», десять из которых связаны с братьями ван Гог

«Будьте любезны передать мне деньги завтра утром, я на мели…» — вот пример типичной записки от Эдгара Дега, наспех нацарапанной на его визитке. Она адресована Тео ван Гогу, брату Винсента ван Гога, управляющему филиалом галереи Boussod & Valadon на парижской улице Монмартр, одному из первых дилеров, начавших покупать произведения Дега.

Братья ван Гог были большими поклонниками импрессиониста. В 1886 году, спустя несколько месяцев после того, как Винсент переехал к Тео в Париж, он писал (на английском) своему другу Горацию Ливенсу о современном искусстве, которое начал открывать для себя: «Не будучи членом этого клуба, я высоко ценю некоторые картины импрессионистов: ню Дега, пейзажи Клода Моне». Судя по всему, незадолго до этого он побывал на весенней, восьмой (и последней) выставке импрессионистов, где почти наверняка была представлена пастель Эдгара Дега «Одевающаяся девушка» (1885).

Позднее Винсент ван Гог писал о том, как Дега изображает обнаженное женское тело, и утверждал, что секрет его успеха состоит в том, что женщины не привлекают его сексуально. Винсент говорит об этом в письме к своему другу Эмилю Бернару: «Он не любит женщин и знает, что если бы он любил их и путался с ними, то стал бы душевно нездоров и безнадежен в живописи».

Десятого августа 1887 года Дега отправил служанку в галерею Тео ван Гога, чтобы забрать гонорар: «Будьте любезны выдать моей горничной 1,5 тыс. франков». Чтобы подчеркнуть, что он трудится не покладая рук, художник добавил: «Завтра утром ко мне придет натурщица для ню (женщина со спины, сидящая со скрещенными ногами), и если успею закончить, то пришлю ее вам в понедельник». В числе картин, которые Тео купил у него в тот год, была «Женщина у вазы с цветами» (1865), сейчас входящая в собрание Метрополитен-музея в Нью-Йорке.

Когда в 1889 году Винсент попал в больницу в Арле после того, как отрезал себе мочку уха, он писал брату, что его страдания были «ужасными». Но даже среди всего этого кошмара он «продолжал думать о Дега». В тот период Тео тоже сблизился с импрессионистом и в феврале 1890 года навестил его вместе со своей сестрой Виллеминой. Художник сказал ей, что она напоминает ему женщин с картин нидерландских старых мастеров, и показал некоторые свои работы. Позднее Тео отмечал, что Вил «очень хорошо поняла женские ню».

Винсент застрелился в июле 1890 года, а в январе следующего года его брат Тео умер от сифилиса. После этого Эдгар Дега потерял поддержку галереи Boussod & Valadon. Вначале это тревожило его, но к тому моменту он уже стал известен, и в следующие несколько лет к нему пришел коммерческий успех.

Дега, в свою очередь, быстро стал поклонником творчества Винсента ван Гога и, упрочив свое финансовое положение, купил несколько его произведений. Даниель Алеви, друг Дега, вспоминал, что коллекционирование стало своего рода навязчивой идеей художника. Однажды в 1895 году он воскликнул, показывая картины у себя дома: «Это мой новый ван Гог, а это Сезанн. Я покупаю и покупаю! Я просто не могу остановиться».

В тот год он приобрел картину ван Гога парижского периода «Два срезанных подсолнуха» (1887), которая сейчас хранится в Художественном музее Берна. Он получил ее от дилера Амбруаза Воллара в обмен на два своих эскиза танцовщиц. Приблизительно тогда же купил натюрморт «Виноград, лимоны, груши и яблоки» (1887) — теперь он в собрании Чикагского института искусств. Кроме того, ему принадлежал ранний рисунок ван Гога «Крестьянка, подбирающая колосья» (1885), сейчас входящий в частную коллекцию.

Трехтомное издание «Писем Эдгара Дега» под редакцией Теодора Реффа выйдет 30 апреля под эгидой Института Вильденштейна — Платтнера в издательстве Pennsylvania State University Press. Оно включает 1251 письмо в оригинале на французском с английским переводом и аннотациями, в том числе десять писем, в которых упоминаются братья ван Гог. Примерно четверть писем Дега публикуется впервые.

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+