Группа «МишМаш»: «Все происходящее — тренировка жизни на Марсе»

«Художники года» по версии международной ярмарки современного искусства Cosmoscow 2019, Миша Лейкин и Маша Сумнина — дуэт «МишМаш» — рассуждают о том, каким будет мир искусства после пандемии, и дают совет, чем себя занять сейчас

«МишМаш»: Миша Лейкин и Маша Сумнина. Фото: Лена Авдеева
«МишМаш»: Миша Лейкин и Маша Сумнина.
Фото: Лена Авдеева

Над чем вы сейчас работаете?

Маша Сумнина: Работаю над своим сознанием — пытаюсь не впадать в панику. Думаю о происходящем как о течении времени: наступит момент, когда эти события окажутся в прошлом, и ведь прямо сейчас, в эту миллисекунду ничего страшного нет, и в следующий момент тоже. Меня интересует тема длительности и сжатия времени, его отсчитывания, проглатывания, сминания и растягивания.

Можно считать карантин резиденцией у себя дома. Для художников и самозанятых все не так уж и изменилось. У нас есть серия практик «Город друга» — создание одного произведения-переживания несколькими участниками, находящимися в разных городах. Сейчас самое время ее активировать. Интересный эффект всемирного карантина: мы все находимся в одинаковом положении и стали ближе, несмотря на закрытие границ. Еще, надеюсь, это время окажется продуктивным для проекта «Самооп_хх» («Самоопрос художник — художник») — цепочки интервью, которые художники последовательно берут друг у друга. Сейчас люди становятся гораздо более взаимовнимательными.

В мастерской группы «МишМаш». Фото: «МишМаш»
В мастерской группы «МишМаш».
Фото: «МишМаш»

Как изменится наш мир?

М.С.: Я не думаю, что виртуальный мир совсем отодвинет материальный. Человеку для психического здоровья нужны прикосновения, так что сама возможность увидеть и прикоснуться к чему-то материальному здесь и сейчас станет только ценнее.

Как вы видите будущее искусства?

М.С.: Последний год казалось, что выставки в их обычном виде устарели и ходим мы на них по инерции и из вежливости, а по-настоящему выставка состоялась, лишь оказавшись на фото в Instagram или Facebook — в общем, в интернете, попав в электронный архив. А теперь можно первую стадию опустить и сразу переходить к архиву. Возможно, вынужденная депривация вернет интерес и любовь к материальному. Потом. После.

Новые работы в мастерской «МишМаш»: «это такие тотемы из всех накопленных сокровищ, включая как ни странно просроченные таблетки, лечебные тотемы». Фото: «МишМаш»
Новые работы в мастерской «МишМаш»: «это такие тотемы из всех накопленных сокровищ, включая как ни странно просроченные таблетки, лечебные тотемы».
Фото: «МишМаш»

Что появится нового после пандемии?

Миша Лейкин: Сложно сейчас сказать, все зависит от того, сколько времени продлятся пандемия и карантин. Мир может быстро вылечиться и броситься в безудержное веселье с утроенным рвением, как нередко случалось в прошлом, например, в Венеции, где врачебные маски (с длинным клювом, куда лекари клали чеснок, прежде чем войти в чумной барак) стали атрибутом Венецианского карнавала.

Пока что я вижу, что закрылся весь лайфстайл, шопинг, включая Apple Stores (которые тоже оказались лайфстайлом). И даже стало легче дышать. Вся лайфстайл-пена видится сейчас чем-то ненужным, очень временным и очевидно пытающимся тебе что-то продать.

Маша Сумнина и Петр Вознесенский. «Виборг-Москва». Из проекта «Город друга». Фото: «МишМаш»
Маша Сумнина и Петр Вознесенский. «Виборг-Москва». Из проекта «Город друга».
Фото: «МишМаш»

Если все затянется надолго — на год, полтора, два, вполне возможны и перемены в мировоззрении, переоценка ценностей — в чем-то позитивная, например дезурбанизация вместо патологического уплотнения мегаполисов. Наверное, движение видеоблогеров, компьютерные игры еще больше разовьются. Мы будем наблюдать дальнейший уход в виртуальный мир. В этой новой, «капсулированной» реальности старое материальное искусство окажется ненужным. Если все сидят по капсулам, зачем устраивать выставки? Сами выставки превратятся в винтаж. Будем считать все происходящее тренировкой жизни на Марсе без возможности просто так выйти на улицу.

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
4
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
5
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+