Где смотреть видеоарт, чтобы не скучать во время карантина

№81, март 2020
№81
Материал из газеты

Пока музеи и галереи закрыты, можно погрузиться в мир цифрового искусства и новых медиа

Пока музеи, галереи и художественные ярмарки пытаются удовлетворить потребность внезапно оказавшейся в изоляции публики в искусстве и культуре при помощи виртуальных экспозиций и онлайн-шоурумов, ее также могут заинтересовать ресурсы, предлагающие подборки видеоарта.

Главный архив видеоарта и цифровых медиа в свободном доступе — это UbuWeb. Фото: UbuWe
Главный архив видеоарта и цифровых медиа в свободном доступе — это UbuWeb.
Фото: UbuWe

UbuWeb

Пожалуй, главный архив видеоарта и цифровых медиа в свободном доступе — это UbuWeb. Его основал поэт-концептуалист и художник Кеннет Голдсмит в 1996 году, когда интернет еще только делал первые шаги. Хотя изначально сайт создавался как площадка для размещения концептуальной поэзии, по мере развития технологий Голдсмит начал добавлять концептуальные аудиотреки, в том числе фрагменты произведений таких художников и композиторов, как Джон Кейдж, а со временем здесь появилось и видео. Сегодня на портале тысячи видеоработ — от знаменитых до малоизвестных. «Я строил сайт по принципу музея, пытаясь объединить лучшие образцы под одной крышей, — рассказывает Голдсмит. — Это старая модель, но она по-прежнему актуальна. Сейчас сайт точно такой же, как был в 1996 году, он не изменился».

Голдсмит поддерживает UbuWeb в одиночку. «Это часть моего большого творческого проекта, я посвятил ему уже почти три десятилетия», — говорит он, добавляя, что сайт стал для него «своего рода общественно-полезной работой — это способ внести вклад в общее дело, привлечь внимание к творчеству, которое, как правило, не укладывается в рамки преобладающих экономических моделей». «Я люблю говорить, что на Ubu представлены произведения, ничего не стоящие с экономической точки зрения и бесценные с исторической», — заявляет создатель UbuWeb. В мае в издательстве Columbia University Press выйдет книга Голдсмита под названием Duchamp is My Lawyer («Дюшан — мой адвокат»), рассказывающая о создании UbuWeb.

Так что, если вам захочется погрузиться в исследование кантри-музыки от Джулиана Шнабеля или послушать просуществовавшую совсем недолго поп-группу Йозефа Бойса, посмотреть ранние работы Ричарда Серры, новаторские вещи Вито Аккончи или Йоко Оно, избранные произведения Баса Яна Адера, снятые на камеру Super 8 фильмы Дэвида Войнаровича, документальный фильм об Агнес Мартин или единственный фильм по сценарию Сэмюэля Беккета (с Бастером Китоном в главной роли), то вы найдете их в бесплатном доступе на UbuWeb.


Кадр из видео Тревора Шимицу. Фото: Electronic Arts Intermix
Кадр из видео Тревора Шимицу.
Фото: Electronic Arts Intermix

Electronic Arts Intermix

Electronic Arts Intermix — некоммерческая организация художников, созданная в 1971 году. Сегодня она функционирует как большой архив видеоарта и медиаискусства. Как правило, посетители имеют возможность записаться и посмотреть в ее нью-йоркском зале любое из 3,5 тыс. видео, включая работы Чарльза Атласа, Джона Балдессари, Аны Мендьеты, Брюса Наумана и многих других. Но, поскольку зал организации временно закрыт из-за пандемии, ее руководство открыло доступ к виртуальному залу стоимостью $20 месяц (обычно это тариф для студентов). Дополнительную информацию о недельных и месячных абонементах можно получить, связавшись с Electronic Arts Intermix по электронной почте info@eai.org.


Кадр из видео гонконгского художника Вонг Пина. Фото: Vimeo
Кадр из видео гонконгского художника Вонг Пина.
Фото: Vimeo

Vimeo и YouTube

Хотя такие платформы, как Vimeo и YouTube, и не ассоциируются напрямую с видеоартом, на самом деле многие его создатели выкладывают произведения именно сюда. Так, гонконгский художник Вонг Пин начал с публикации видео на Vimeo и до сих пор регулярно обновляет свой аккаунт, где можно бесплатно посмотреть его работы. У других видеохудожников, в том числе Райана Трекартина и Сью де Бир, также есть бесплатные подборки работ на Vimeo. На YouTube можно найти таких художников, как Кори Аркенджел и Стив Роггенбак. Кроме того, и на YouTube, и на Vimeo есть произведения таких звезд видеоарта, как Нам Джун Пайк и Дэн Грэм (с учетом огромного количества инфлюенсеров и видеоинструкций по нанесению макияжа поиск по таким простым запросам, как «художник», может оказаться не очень эффективным, и надо его усложнять).

Кшиштоф Водичко. Кадр из видео Monument for the Living. Фото: Art21
Кшиштоф Водичко. Кадр из видео Monument for the Living.
Фото: Art21

Video Data Bank

Video Data Bank был основан при Школе Чикагского института искусств в 1976 году, на заре развития видеоарта и медиаискусства. Сегодня в его коллекцию входит около 6 тыс. произведений более 600 художников, от первопроходцев вроде Уильяма Вегмана до таких современных звезд, как Билл Виола. Произведения из собрания Video Data Bank можно взять на прокат, но многие из них обойдутся недешево: стоимость одного заказа, «как правило, составляет от $50 до $120». Но на стриминговом канале Video Data Bank предоставляет бесплатный доступ к произведениям одного художника из архива, меняя героя раз в несколько месяцев. Сейчас там выложено 29 выпусков.


[[img1]]

Art21

Хотя некоммерческая организация Art21 и не специализируется на видеоарте, со времени ее основания в 1997 году она предоставляет широкой публике возможность взглянуть на жизнь и творческий процесс современных художников. На сайте можно посмотреть все девять сезонов шоу «Искусство в XXI веке», удостоенного Премии Пибоди. В числе других многосерийных проектов Art21 — «Нью-Йорк крупным планом», «Расширенная игра», «Художник художнику» и другие. Кроме того, организация регулярно обновляет канал на YouTube, постоянно выкладывая туда новые видео, и недавно дополнила еженедельную рассылку разделом «Рекомендации сотрудников: что посмотреть, почитать и послушать», где команда Art21 и приглашенные художники обсуждают, что занимает их в данный момент. В числе последних рекомендаций, к примеру, книга Дженни Оделл «Как ничего не делать» и телешоу «Американский ниндзя».

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+