18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Апокриф «Сон Богородицы» обрел новую жизнь

№81
Материал из газеты

В 2019 году петербургский библиофил Виктор Смирнов обнаружил рукописную книгу писателя, фольклориста и художника из Архангельска Бориса Шергина. Ею оказался народный апокриф «Сон Богородицы»

Писатель, фольклорист и художник из Архангельска Борис Шергин (1893–1973) известен читателю по большей части историями из жизни поморов. Среди его книг, выходивших большими тиражами в советское время, — «Поморские были и сказания» (1957) и «Океан — море русское» (1959). Большую популярность получили мультфильмы, созданные по мотивам его историй: «Поморская быль», «Волшебное кольцо», а также «Смех и горе у Бела моря», где использовались тексты еще и его земляка, сказочника Степана Писахова. Трудно переоценить вклад Шергина в сохранение культуры: он работал реставратором, занимался возрождением промыслов, в том числе холмогорской резьбы по кости, собирал древние книги и рукописи, связанные с Русским Севером.

Но, как выяснилось, осталось от него и иное наследие. В 2019 году петербургский библиофил Виктор Смирнов обнаружил рукописную книгу Шергина. Ею оказался народный апокриф «Сон Богородицы», который Шергин переписал, обработав в своей манере, и украсил миниатюрами. Рисунки в целом следуют православному канону, только вот, глядя на их энергичную прорисовку, вспоминаешь, что Шергин учился в Строгановке в 1913–1917 годах, когда Наталия Гончарова уже создала своих святых для балета-мистерии «Литургия», да и вообще иконопись научились трактовать авангардистски.  В настоящее время это единственный сохранившийся образец «авторской книги» Шергина. Датировка редкостной livre d’artiste не вполне ясна. Эксперты по наследию фольклориста сошлись на том, что речь может идти приблизительно о 1914–1928 годах.

Сейчас стараниями нового владельца находка опубликована. В издание вошло цветное факсимиле полного текста рукописи и украшающих ее рисунков; воспроизведение сопровождают научные статьи. Одна из них, написанная многолетней исследовательницей творчества Шергина Еленой Галимовой, рассказывает о начале творческого пути автора (он, кстати, бросил рисовать в 1930-х годах из-за слабого зрения и переключился на сочинительство). Исследователь художественного наследия Шергина, художник и преподаватель Максим Тычков свою статью посвятил самой рукописи и ее рисункам, а также отдельно остановился на особенном шрифте, которым Шергин начертал текст. Наконец, коллекционер Виктор Смирнов рассказал об апокрифе «Сон Богородицы» как таковом — о его бытовании в русской рукописной традиции и о том, что именно из традиционного текста Шергин отобрал для своего варианта. В издание включено множество иллюстраций, фотографий и архивных материалов, часть из которых публикуется впервые.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+