18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Апокриф «Сон Богородицы» обрел новую жизнь

№81
Материал из газеты

В 2019 году петербургский библиофил Виктор Смирнов обнаружил рукописную книгу писателя, фольклориста и художника из Архангельска Бориса Шергина. Ею оказался народный апокриф «Сон Богородицы»

Писатель, фольклорист и художник из Архангельска Борис Шергин (1893–1973) известен читателю по большей части историями из жизни поморов. Среди его книг, выходивших большими тиражами в советское время, — «Поморские были и сказания» (1957) и «Океан — море русское» (1959). Большую популярность получили мультфильмы, созданные по мотивам его историй: «Поморская быль», «Волшебное кольцо», а также «Смех и горе у Бела моря», где использовались тексты еще и его земляка, сказочника Степана Писахова. Трудно переоценить вклад Шергина в сохранение культуры: он работал реставратором, занимался возрождением промыслов, в том числе холмогорской резьбы по кости, собирал древние книги и рукописи, связанные с Русским Севером.

Но, как выяснилось, осталось от него и иное наследие. В 2019 году петербургский библиофил Виктор Смирнов обнаружил рукописную книгу Шергина. Ею оказался народный апокриф «Сон Богородицы», который Шергин переписал, обработав в своей манере, и украсил миниатюрами. Рисунки в целом следуют православному канону, только вот, глядя на их энергичную прорисовку, вспоминаешь, что Шергин учился в Строгановке в 1913–1917 годах, когда Наталия Гончарова уже создала своих святых для балета-мистерии «Литургия», да и вообще иконопись научились трактовать авангардистски.  В настоящее время это единственный сохранившийся образец «авторской книги» Шергина. Датировка редкостной livre d’artiste не вполне ясна. Эксперты по наследию фольклориста сошлись на том, что речь может идти приблизительно о 1914–1928 годах.

Сейчас стараниями нового владельца находка опубликована. В издание вошло цветное факсимиле полного текста рукописи и украшающих ее рисунков; воспроизведение сопровождают научные статьи. Одна из них, написанная многолетней исследовательницей творчества Шергина Еленой Галимовой, рассказывает о начале творческого пути автора (он, кстати, бросил рисовать в 1930-х годах из-за слабого зрения и переключился на сочинительство). Исследователь художественного наследия Шергина, художник и преподаватель Максим Тычков свою статью посвятил самой рукописи и ее рисункам, а также отдельно остановился на особенном шрифте, которым Шергин начертал текст. Наконец, коллекционер Виктор Смирнов рассказал об апокрифе «Сон Богородицы» как таковом — о его бытовании в русской рукописной традиции и о том, что именно из традиционного текста Шергин отобрал для своего варианта. В издание включено множество иллюстраций, фотографий и архивных материалов, часть из которых публикуется впервые.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+