18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Таинство Пикассо: с кинопленки обратно в реальность

№81
Материал из газеты

Восстановлены отдельные рисунки фломастерами на газетной бумаге, сделанные художником в режиме реального времени на съемках легендарного фильма о нем

Летом 1955 года на юге Франции Анри-Жорж Клузо запечатлел на кинокамеру, как Пабло Пикассо уверенной рукой делает набросок цветов, затем превращает их в рыбу, а рыбу в петушка, после чего чернилами дорисовывает тело птицы так, что оно становится головой фавна. Эта запись свободно льющегося творческого потока вошла в знаменитый фильм «Таинство Пикассо» (1956).

«Они разработали уникальную технику, позволившую Клузо заснять Пикассо в процессе рисования и написания картин», — рассказывает Анн Дюма, сокуратор выставки «Пикассо и бумага», открытой сейчас в Королевской академии художеств в Лондоне. В экспозицию, посвященную методам работы с бумагой, которыми пользовался художник, включены и два недавно отреставрированных рисунка из «Таинства Пикассо».

Для фильма на подрамнике закрепили тонкую газетную бумагу. Художник рисовал на одной ее стороне, а с противоположной установили камеру, чтобы снимать просачивающиеся насквозь чернила. «Им удалось сделать это в том числе потому, что Пикассо начал использовать фломастеры, которые в то время были новинкой и импортировались из Америки, — поясняет Дюма. — Яркие краски глубоко впитывались в газетную бумагу и при этом не капали и не стекали».

Клузо соединил техники stop-motion (серия фотографий вместо кинокадров) и замедленной съемки, так что рисунки Пикассо, по словам Дюма, «появлялись перед глазами зрителя будто по волшебству». На съемке работал кинооператор Клод Ренуар, племянник известного режиссера Жана Ренуара и внук Пьера-Огюста Ренуара. Хотя значительная часть этих рисунков была уничтожена, 39 из них хранятся в Национальном музее Пикассо в Париже, предоставившем ряд экспонатов на выставку.
Два рисунка из фильма — «В студии» и «Лицо: голова фавна» — отреставрировали специально к лондонскому показу. Газетная бумага подходила для съемок как нельзя лучше, но проблема в том, что она легко рвется и быстро выцветает. «Освещение, использовавшееся при съемках, способствовало химической деградации газетной бумаги, нестабильной по своей природе, — говорит сокуратор выставки Эмилия Филиппо из парижского Музея Пикассо. — Со временем на ней появилось много разрывов».

Реставраторы удалили пожелтевший скотч, который соединял порванные участки, а также японскую бумагу, служившую поддерживающей основой. Теперь рисунки снова можно рассматривать с обеих сторон, как и было задумано первоначально. В музее разработали специальные рамы, позволяющие экспонировать эти работы и с лица, и с оборота. В ходе подготовки к различным выставкам 8 из 39 сохранившихся рисунков отреставрировали при поддержке музеев, где они экспонировались. Прошлым летом один рисунок отреставрировал Музей Массена в Ницце; еще четыре представят этой весной на выставке «Пикассо. „Купальщицы“» (18 марта — 3 июля) в Лионском музее изящных искусств. Реставрация двух рисунков к лондонской выставке осуществлена при поддержке Художественного музея Кливленда, куда «Пикассо и бумага» отправится в мае.

Королевская академия демонстрирует фрагменты из «Таинства Пикассо» в зале с рисунками и большим коллажем «Лежащая обнаженная» (1955), на котором изображена вторая жена художника Жаклин Рок. Коллаж был создан специально для фильма Клузо с использованием обоев и веленевой бумаги, прикрепленных к холсту.  

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+