Зачем галереи спонсируют музейные выставки

№81, март 2020
№81
Материал из газеты

Финансовая поддержка выставок в государственных музеях галереями, дилерами и аукционными домами давно перестала быть редкостью. Вопрос в том, насколько такая практика этична

Люсьен Фрейд. «Автопортрет». 1956. Фото: Lucian Freud Archives/The Royal Academy of Art
Люсьен Фрейд. «Автопортрет». 1956.
Фото: Lucian Freud Archives/The Royal Academy of Art

Пока государственное финансирование британских музеев сокращается, а поддержка корпораций вроде нефтегазовых компаний, фармакологических гигантов и производителей оружия вызывает все большее общественное неодобрение, образовавшийся пробел заполняют коммерческие галереи и аукционные дома — что идет на пользу рынку отдельных художников.

Участие дилеров — явление не новое. В 2010 году арт-критик Брайан Сьюэлл разнес в пух и прах дилера старых мастеров Чарльза Беддингтона за то, что тот организовал выставку Каналетто в Национальной галерее в Лондоне. Сьюэлл допускал, что с дилерами «можно консультироваться, если есть основания полагать, что они обладают какими-то уникальными знаниями», но «передачу выставочных залов музея в полное распоряжение дилера» назвал «печальным и опасным прецедентом».

Хотя дилеры крайне редко устраивают выставки в государственных музеях, случаи, когда игроки арт-рынка выступают в роли спонсоров, происходят в Великобритании все чаще. Но есть ли тут корыстный интерес, о котором предупреждал Сьюэлл, и значит ли это, что рынок начинает влиять на выставочные планы музеев?

Музеи, получавшие от дилеров финансовую поддержку, отрицают факт какого-либо неподобающего влияния. Так, представительница Тейт заявила, что коммерческие партнеры музея «никак не участвуют в принятии кураторских решений», но при этом подчеркнула, что «коммерческие галереи могут быть в числе спонсоров наших выставок и проектов».

Конфликт интересов

Представители рынка охотнее рассказывают о том, какие роли они могут играть в этой сфере. Нередко галереи и аукционные дома участвуют в организации выставок, помогая установить местонахождение произведений, проданных через них частным коллекционерам. 

Большинство дилеров, в числе которых и лон­дон­ско-нью-йоркский галерист Пер Скарстедт, подчеркивают, что никогда не навязывают музеям конкретные выставки. Однако, по словам Скарстедта, «некоторые галереи плотно сотрудничают с кураторами и могут предлагать их институциям подумать о выставке какого-то художника; бывает, что это согласуется с их коммерческими интересами».

Британский дилер и коллекционер Ивор Брака, специализирующийся на продаже Люсьена Фрейда и Фрэнсиса Бэкона, называет «сомнительными» ситуации, когда галереи спонсируют выставки художников, которых они представляют, но не видит конфликта интересов в случае, если дилер продвигает идею какой-то выставки или входит в попечительский совет музея. Сам Брака — член попечительского совета галереи Serpentine и поддерживал выставки разных художников, в том числе Дэвида Хокни. Брака предоставил несколько работ лондонскому центру Hayward Gallery для выставки Бриджет Райли, которую также поддержали Sotheby’s, David Zwirner, Max Hetzler и Sprüth Magers. «Я мог бы выставить их анонимно, но мне хотелось, чтобы мое имя ассоциировалось с этой выставкой, — говорит дилер, добавляя: — Не думаю, что мой бизнес когда-либо напрямую выигрывал от того, что я дал на выставку какую-нибудь картину».

Названия аукционного дома Phillips и галереи Оффера Уотермана появились на рекламе поддержанной ими выставки Люсьена Фрейда в лондонской Королевской академии художеств. Фото: The Royal Academy of Art
Названия аукционного дома Phillips и галереи Оффера Уотермана появились на рекламе поддержанной ими выставки Люсьена Фрейда в лондонской Королевской академии художеств.
Фото: The Royal Academy of Art

Филантропия с бонусами

Как бы то ни было, спонсорская поддержка выставок связана с разнообразными выгодами. В числе очевидных плюсов — повышение узнаваемости, упоминания в СМИ, ассоциация имени спонсора с именами востребованных художников и открытие новых деловых перспектив.

В 2017 году основатель лондонской галереи Piano Nobile Роберт Трэверс, регулярно поддерживающий разные выставки, в числе которых была ретроспектива Пола Нэша в Тейт в 2016–2017 годах, опубликовал исследование, посвященное ценам на нескольких британских художников ХХ века. Он указал на прямую связь между музейными выставками и пиками интереса к художникам в аукционных залах. 

«Исследование аргументированно подтвердило существование этой связи, а это значит, что поддержка музеев не носит чисто филантропический характер — в любом случае у нее есть побочный коммерческий эффект», — считает галерист.
О каких же суммах идет речь? Ни один из государственных музеев, к которым мы обратились, не был готов назвать точные цифры, ссылаясь на конфиденциальность. Однако, судя по разным отчетам, вложение в выставку-блокбастер от крупных корпоративных спонсоров, как правило, составляет не менее £500 тыс. Согласно опубликованным в 2016 году данным, компания ВР с 2007 по 2011 год ежегодно выделяла Галерее Тейт по £350 тыс. По отдельности возможность распоряжаться такими суммами есть лишь у немногих представителей арт-рынка, однако, действуя сообща, галереи и аукционные дома способны создать выгодный спонсорский пул. Готовые корпоративные спонсорские пакеты (для галерей) могут стоить дешевле, но цены все равно начинаются где-то от £100 тыс. В то же время дилеры рассказывают, что спонсоры средней руки могут вкладывать от £50 тыс. до £100 тыс. в выставки национального масштаба.

Лидерами в этой сфере все чаще оказываются аукционные дома. Sotheby’s недавно выступил спонсором выставки Альберта Оэлена в галерее Serpentine, а Phillips стал главным спонсором выставки «Люсьен Фрейд. Автопортреты» в Королевской академии, не получающей государственного финансирования. Этот аукционный дом начал спонсировать музейные выставки в 2008 году. По словам председателя европейского отделения Sotheby’s Оливера Баркера, в последнее время объем поддержки со стороны крупнейших финансовых институций сократился: «Музеям приходится очень тяжело, и мы не остаемся в стороне».

Конкуренты объединяются

В июне прошлого года Баркер объявил о том, что Sotheby’s станет спонсором выставки Оэлена в Serpentine, прямо с кафедры аукциониста всего через пару минут после продажи за £6,2 млн его «Автопортрета с пустыми руками» (1998), который, к тому же, приобрел Скарстедт. И хотя эта картина и не была представлена на выставке в Serpentine, Скарстедт и его коллега Макс Хецлер покрыли часть расходов на транспортировку экспонатов и ужин в честь открытия.

Скарстедт говорит, что суммы пожертвований, как правило, колеблются от £20 тыс. до £30 тыс. При этом, по словам представительницы Serpentine, галерея Gagosian оказала выставке «особую поддержку», «сделав большой взнос на издание каталога». Осенью параллельно с экспозицией в Serpentine все три галереи — Gagosian, Max Hetzler и Skarstedt — проводили выставки Оэлена в Гонконге, Лондоне и Нью-Йорке.

Хотя аукционные дома и дилеры считаются конкурентами, в последнее время они все чаще действуют сообща. Лондонский дилер Оффер Уотерман, выделивший «значительную сумму» на выставку Фрейда в Королевской академии художеств, уступающую только вкладу Phillips, говорит, что «очень серьезно рассматривал вопрос» о том, какое впечатление произведет соседство брендов коммерческой галереи и аукционного дома. Двадцатистраничный контракт, запрещающий разглашать оговоренные в нем суммы, обеспечил Уотерману появление логотипа его галереи на фасаде Королевской академии и на рекламе в лондонском метро, а также упоминание в Financial Times и RA Magazine. Эти усилия уже приносят первые плоды: по словам Уотермана, он успел получить предложения о будущих выставках от пяти-шести музеев.

Эксклюзивные привилегии

Связи с музеями могут давать и другие плюсы: например, доступ на выставки в утренние часы. «Клиенты могут позволить себе ужины и выходные, но не всегда они могут прийти в музей раньше всех остальных», — говорит Уотерман. Подобный доступ получают участники программы Sotheby’s Preferred, что, как считает Баркер, «создает настоящий симбиоз». По его словам, «музеи так же заинтересованы в выстраивании содержательных отношений с уже существующими и потенциальными спонсорами, как мы в общении с владельцами произведений искусства».

Директор-куратор Lisson Gallery Грег Хилти тоже говорит, что отношения его галереи с государственными институциями можно назвать «настоящим симбиозом». В ноябре в Lisson’s пройдет выставка Марины Абрамович, одновременно с ретроспективой художницы в Королевской академии. Это не первая выставка в Королевской академии, которую поддерживает Lisson Gallery, ранее она уже спонсировала экспозиции Ай Вэйвэя и Аниша Капура.

Хотя все чаще звучат призывы выработать свод этических принципов спонсорства и фандрайзинга, многим по душе зарождающийся в художественном мире симбиоз.  

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Фонд V–A–C установил еще одну скульптуру в прилегающем к Дому культуры «ГЭС-2» пространстве. На сей раз это части бронзового ствола
20.08.2021
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+