Музыкант и художник Дженезис Пи-Орридж скончался на 71-м году жизни

Дженезис Пи-Орридж работал со своим телом как с художественным материалом

Дженезис Пи-Орридж. Кадры из рекламного ролика Marc Jacobs. Фото: Ferrari Press/Eastnew
Дженезис Пи-Орридж. Кадры из рекламного ролика Marc Jacobs.
Фото: Ferrari Press/Eastnew

Художник и музыкант Дженезис Брейер Пи-Орридж, несколько десятилетий назад начавший называть себя «он/а» и посвятивший жизнь творческому проекту, материалом в котором служило его собственное тело, скончался в возрасте 70 лет. Дочери художника подтвердили, что Пи-Орридж умер у себя дома в Нью-Йорке после двух c лишним лет борьбы с лейкемией. Последнее время он/а документировал ход своей болезни в Instagram и за два дня до смерти опубликовал селфи с подписью: «Это я сегодня в ожидании возвращения домой…»

Пи-Орридж родился в Манчестере в 1950 году и получил имя Нил Эндрю Мэгсон. Когда ему было около 15 лет, он придумал личность Пи-Орриджа под влиянием коллажей Макса Эрнста, в которых человек предстает текучей и нестабильной сущностью. «Нам известно, что Нил Эндрю Мэгсон решил создать художника Дженезиса Пи-Орриджа и внедрить его в общество, — говорил Дженезис в 2018 году в интервью New York Times. — Некоторые люди берут свою жизнь и превращают ее в своего рода произведение искусства. Так что мы изобрели Дженезиса, но он, по правде говоря, забыл Нила. Может быть, эта личность до сих пор где-то существует, а может быть, Дженезис поглотил ее. Мы не знаем. Но, как бы то ни было, спасибо тебе, Нил».

Пи-Орридж поступил в Халлский университет, но бросил занятия и основал провокативную перформанс-группу COUM Transmissions. Их выставка под названием «Проституция», состоявшаяся в 1976 году в лондонском Институте современного искусства, вызвала такой скандал, что стала предметом обсуждения в парламенте, где художников даже назвали «разрушителями цивилизации». COUM Transmission постепенно преобразовалась в музыкальную группу Throbbing Gristle, фронтменом которой стал Пи-Орридж. Группа первой использовала название «индастриал» для описания своей жесткой, царапающей и немелодичной музыки и повлияла на целые поколения исполнителей электронной музыки, в том числе на Nine Inch Nails, Skinny Puppy, Мэрилина Мэнсона и KMFDM.

В начале 1990-х Пи-Орридж познакомился в Нью-Йорке со своей будущей женой Жаклин Брейер, медсестрой, в браке с ним известной как Леди Джей. Вместе они начали работу над «пандрогинным» проектом, в рамках которого подверглись серии бодимодификаций, чтобы сделать свою внешность как можно более похожей. «Все началось очень романтично. Мы подумали: а что будет, если, вместо того чтобы заводить детей, мы создадим новую личность из самих себя? — рассказывал Пи-Орридж в документальном фильме «Баллада о Дженезисе и Леди Джей». — Так мы начали делать косметические операции, чтобы быть более похожими друг на друга».

На «пандрогинный» проект оказал влияние «метод нарезок» поэтов Уильяма Берроуза и Брайона Гайсина, писавших вместе и заявлявших, что получившиеся произведения искусства являются не плодом их совместной работы, а творением некоего третьего сознания. «Так что мы с Леди Джей подумали: а что если мы нарежем себя, свои личности, свои истории и даже свои тела, и станем третьим существом и объединимся в нем?» — объяснял Пи-Орридж в одном интервью. Проект продолжался вплоть до смерти Леди Джей в 2007 году.

В этот же период Дженезис создавал скульптуры и коллажи — их выставка состоялась в 2016 году в нью-йоркском Художественном музее Рубина. В рецензии New York Times экспозицию назвали «крайне неординарной», а Пи-Орриджа — «одним из главных оборотней в мире искусства». Сейчас произведения Пи-Орриджа находятся в коллекциях лондонского музея Тейт, который приобрел его архив, лос-анджелесского Музея Гетти, Берлинской академии художеств и десятков других институций.

Пи-Орридж предельно открыто говорил о приближающейся смерти и объяснял, что «отбрасывание тела» станет естественной кульминацией проекта длиной в жизнь. В 2019 году он рассказывал LA Times: «Врачи постоянно говорят мне (обожаю, когда они это делают): „Вы сложный случай“. В этот момент я начинаю хохотать и отвечаю им: „Ну да, мне это уже говорили“».

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+