18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Эрмитаже открылась постоянная экспозиция древнерусской иконы

Впервые в залах Зимнего дворца получили постоянную прописку иконы XIV — начала XVIII века из собрания отдела истории русской культуры Эрмитажа

Древнерусские иконы XIV — начала XVIII века в залах второго этажа Зимнего дворца дополнены элементами архитектуры православных храмов — царскими вратами, украшенными резьбой, и небольшими киотами с изображениями святых.

«Эта экспозиция — итог работы нескольких десятилетий, — рассказала Анна Иванникова, научный сотрудник отдела русской культуры Эрмитажа. — Многие иконы выставлены впервые, они никогда раньше не экспонировались и перед широкой публикой появились первый раз с тех пор, как церкви, откуда их вывезли, были закрыты».

Иконы в собрании Эрмитажа оказались сравнительно недавно: только в 1941 году в музее был создан отдел истории русской культуры, куда, в частности, поступили предметы из историко-бытового отдела Музея этнографии народов СССР, а также из частной коллекции Михаила и Владимира Успенских.

Но главные поступления икон в музей западноевропейского искусства произошли в 1950–1970-х годах, когда по распоряжению министерства культуры крупные музеи направляли экспедиции в различные области для сбора предметов древнерусской культуры, остававшихся в закрытых и заброшенных церквях. Экспедиция Эрмитажа, в частности, спасла сотни икон и других предметов культуры из отдаленных деревень и погостов Ленинградской, Новгородской, Архангельской, Мурманской и Ярославской областей.

Экспозицию планировали открыть еще в конце 1980-х годов, уже был подготовлен масштабный каталог икон из собрания Эрмитажа. Но тогда не сложилось: многие образа требовали серьезной реставрации. Как рассказала Анна Иванникова, у истоков эрмитажного собрания икон стояли искусствовед Александра Косцова, реставраторы Федор Каликин и Тамара Чижова. Они неоднократно ездили в экспедиции, собирали по заброшенным церквям еще сохранившиеся иконы, которым грозило полное уничтожение из-за многолетней жизни в неотапливаемых помещениях. А по возвращении в Эрмитаж они спасали их уже в реставрационных мастерских.

В первом из четырех залов иконописи представлены древнерусские памятники. Например, необычный деисусный чин, самый древний из представленных икон, датируемый началом XV века. Он попал в Эрмитаж с Севера, из Онежского региона, из погоста Вазенцы. Как определили музейные специалисты, он, скорее всего, был создан мастером из Ростова, которого могли пригласить в Вазенцы для написания храмовых икон. В этом же зале представлена одна из жемчужин эрмитажной коллекции — икона святого Николая XV века, написанная в манере, присущей новгородским мастерам.

Среди представленных экспонатов — две минеи (иконы, содержащие изображения святых и праздников, расположенные в календарном порядке дней их памяти. — Прим. ред.), самые ранние из известных комплектов миней датируются второй четвертью XV века. Если в более позднем варианте миней обязательно изображались не только святые, но и посвященные им праздники, то на этих — только образы святых. Эти иконы Федор Каликин вывез из Выговской старообрядческой пустыни в Олонецкой губернии. Но сами иконы не старообрядческие, старообрядцы их просто сохранили. Самый поздний из экспонатов в залах — тоже изображение святого Николая, икона, выполненная мастером Тимофеем Семеновым в 1736 году.

Все они экспонируются в специальных климатических витринах с определенным температурно-влажностным режимом, и специалисты ведут его постоянный мониторинг.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+