В Эрмитаже открылась постоянная экспозиция древнерусской иконы

Впервые в залах Зимнего дворца получили постоянную прописку иконы XIV — начала XVIII века из собрания отдела истории русской культуры Эрмитажа

Икона «Спас Вседержитель», из деисусного чина. Ростовская провинция. Первая половина XIV в. Из деревянной церкви Илии Пророка с. Вазенцы на р. Онега Архангельской обл. (1786 г.; разрушена в 1978 г.). Фото: Государственный Эрмитаж
Икона «Спас Вседержитель», из деисусного чина. Ростовская провинция. Первая половина XIV в. Из деревянной церкви Илии Пророка с. Вазенцы на р. Онега Архангельской обл. (1786 г.; разрушена в 1978 г.).
Фото: Государственный Эрмитаж

Древнерусские иконы XIV — начала XVIII века в залах второго этажа Зимнего дворца дополнены элементами архитектуры православных храмов — царскими вратами, украшенными резьбой, и небольшими киотами с изображениями святых.

«Эта экспозиция — итог работы нескольких десятилетий, — рассказала Анна Иванникова, научный сотрудник отдела русской культуры Эрмитажа. — Многие иконы выставлены впервые, они никогда раньше не экспонировались и перед широкой публикой появились первый раз с тех пор, как церкви, откуда их вывезли, были закрыты».

Икона «Святитель Николай, архиепископМирликийский». Новгород. Начало XV в. Из деревянной церкви Рождества Богоматери вс. Перёдки Боровичского р-на Новгородскойобл. (1531 г.; в 1967 г. перевезена в Музей деревянного зодчества Витославлицы под Новгородом). Фото: Государственный Эрмитаж
Икона «Святитель Николай, архиепископМирликийский». Новгород. Начало XV в. Из деревянной церкви Рождества Богоматери вс. Перёдки Боровичского р-на Новгородскойобл. (1531 г.; в 1967 г. перевезена в Музей деревянного зодчества Витославлицы под Новгородом).
Фото: Государственный Эрмитаж

Иконы в собрании Эрмитажа оказались сравнительно недавно: только в 1941 году в музее был создан отдел истории русской культуры, куда, в частности, поступили предметы из историко-бытового отдела Музея этнографии народов СССР, а также из частной коллекции Михаила и Владимира Успенских.

Но главные поступления икон в музей западноевропейского искусства произошли в 1950–1970-х годах, когда по распоряжению министерства культуры крупные музеи направляли экспедиции в различные области для сбора предметов древнерусской культуры, остававшихся в закрытых и заброшенных церквях. Экспедиция Эрмитажа, в частности, спасла сотни икон и других предметов культуры из отдаленных деревень и погостов Ленинградской, Новгородской, Архангельской, Мурманской и Ярославской областей.

Царские врата. Новгород. Последняя четверть XV в. Из деревянной церкви Покрова Богоматери села Лядины, Каргопольского района Архангельской области (1761 г.; сгорела в 2013 г.). Фото: Государственный Эрмитаж
Царские врата. Новгород. Последняя четверть XV в. Из деревянной церкви Покрова Богоматери села Лядины, Каргопольского района Архангельской области (1761 г.; сгорела в 2013 г.).
Фото: Государственный Эрмитаж

Экспозицию планировали открыть еще в конце 1980-х годов, уже был подготовлен масштабный каталог икон из собрания Эрмитажа. Но тогда не сложилось: многие образа требовали серьезной реставрации. Как рассказала Анна Иванникова, у истоков эрмитажного собрания икон стояли искусствовед Александра Косцова, реставраторы Федор Каликин и Тамара Чижова. Они неоднократно ездили в экспедиции, собирали по заброшенным церквям еще сохранившиеся иконы, которым грозило полное уничтожение из-за многолетней жизни в неотапливаемых помещениях. А по возвращении в Эрмитаж они спасали их уже в реставрационных мастерских.

Икона «Святые воины великомученики Федор Стратилат и Федор Тирон». Ростов. Последняя треть XV в. Фото: Государственный Эрмитаж
Икона «Святые воины великомученики Федор Стратилат и Федор Тирон». Ростов. Последняя треть XV в.
Фото: Государственный Эрмитаж

В первом из четырех залов иконописи представлены древнерусские памятники. Например, необычный деисусный чин, самый древний из представленных икон, датируемый началом XV века. Он попал в Эрмитаж с Севера, из Онежского региона, из погоста Вазенцы. Как определили музейные специалисты, он, скорее всего, был создан мастером из Ростова, которого могли пригласить в Вазенцы для написания храмовых икон. В этом же зале представлена одна из жемчужин эрмитажной коллекции — икона святого Николая XV века, написанная в манере, присущей новгородским мастерам.

Икона «Богоявление». Псков. 1360-е гг. Из церкви Успения Богоматери на Пароменье,Псков (ок. 1444 г., перестроена в 1521 г). Фото: Государственный Эрмитаж
Икона «Богоявление». Псков. 1360-е гг. Из церкви Успения Богоматери на Пароменье,Псков (ок. 1444 г., перестроена в 1521 г).
Фото: Государственный Эрмитаж

Среди представленных экспонатов — две минеи (иконы, содержащие изображения святых и праздников, расположенные в календарном порядке дней их памяти. — Прим. ред.), самые ранние из известных комплектов миней датируются второй четвертью XV века. Если в более позднем варианте миней обязательно изображались не только святые, но и посвященные им праздники, то на этих — только образы святых. Эти иконы Федор Каликин вывез из Выговской старообрядческой пустыни в Олонецкой губернии. Но сами иконы не старообрядческие, старообрядцы их просто сохранили. Самый поздний из экспонатов в залах — тоже изображение святого Николая, икона, выполненная мастером Тимофеем Семеновым в 1736 году.

Все они экспонируются в специальных климатических витринах с определенным температурно-влажностным режимом, и специалисты ведут его постоянный мониторинг.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+