В Эрмитаже открылась постоянная экспозиция древнерусской иконы

Впервые в залах Зимнего дворца получили постоянную прописку иконы XIV — начала XVIII века из собрания отдела истории русской культуры Эрмитажа

Икона «Спас Вседержитель», из деисусного чина. Ростовская провинция. Первая половина XIV в. Из деревянной церкви Илии Пророка с. Вазенцы на р. Онега Архангельской обл. (1786 г.; разрушена в 1978 г.). Фото: Государственный Эрмитаж
Икона «Спас Вседержитель», из деисусного чина. Ростовская провинция. Первая половина XIV в. Из деревянной церкви Илии Пророка с. Вазенцы на р. Онега Архангельской обл. (1786 г.; разрушена в 1978 г.).
Фото: Государственный Эрмитаж

Древнерусские иконы XIV — начала XVIII века в залах второго этажа Зимнего дворца дополнены элементами архитектуры православных храмов — царскими вратами, украшенными резьбой, и небольшими киотами с изображениями святых.

«Эта экспозиция — итог работы нескольких десятилетий, — рассказала Анна Иванникова, научный сотрудник отдела русской культуры Эрмитажа. — Многие иконы выставлены впервые, они никогда раньше не экспонировались и перед широкой публикой появились первый раз с тех пор, как церкви, откуда их вывезли, были закрыты».

Икона «Святитель Николай, архиепископМирликийский». Новгород. Начало XV в. Из деревянной церкви Рождества Богоматери вс. Перёдки Боровичского р-на Новгородскойобл. (1531 г.; в 1967 г. перевезена в Музей деревянного зодчества Витославлицы под Новгородом). Фото: Государственный Эрмитаж
Икона «Святитель Николай, архиепископМирликийский». Новгород. Начало XV в. Из деревянной церкви Рождества Богоматери вс. Перёдки Боровичского р-на Новгородскойобл. (1531 г.; в 1967 г. перевезена в Музей деревянного зодчества Витославлицы под Новгородом).
Фото: Государственный Эрмитаж

Иконы в собрании Эрмитажа оказались сравнительно недавно: только в 1941 году в музее был создан отдел истории русской культуры, куда, в частности, поступили предметы из историко-бытового отдела Музея этнографии народов СССР, а также из частной коллекции Михаила и Владимира Успенских.

Но главные поступления икон в музей западноевропейского искусства произошли в 1950–1970-х годах, когда по распоряжению министерства культуры крупные музеи направляли экспедиции в различные области для сбора предметов древнерусской культуры, остававшихся в закрытых и заброшенных церквях. Экспедиция Эрмитажа, в частности, спасла сотни икон и других предметов культуры из отдаленных деревень и погостов Ленинградской, Новгородской, Архангельской, Мурманской и Ярославской областей.

Царские врата. Новгород. Последняя четверть XV в. Из деревянной церкви Покрова Богоматери села Лядины, Каргопольского района Архангельской области (1761 г.; сгорела в 2013 г.). Фото: Государственный Эрмитаж
Царские врата. Новгород. Последняя четверть XV в. Из деревянной церкви Покрова Богоматери села Лядины, Каргопольского района Архангельской области (1761 г.; сгорела в 2013 г.).
Фото: Государственный Эрмитаж

Экспозицию планировали открыть еще в конце 1980-х годов, уже был подготовлен масштабный каталог икон из собрания Эрмитажа. Но тогда не сложилось: многие образа требовали серьезной реставрации. Как рассказала Анна Иванникова, у истоков эрмитажного собрания икон стояли искусствовед Александра Косцова, реставраторы Федор Каликин и Тамара Чижова. Они неоднократно ездили в экспедиции, собирали по заброшенным церквям еще сохранившиеся иконы, которым грозило полное уничтожение из-за многолетней жизни в неотапливаемых помещениях. А по возвращении в Эрмитаж они спасали их уже в реставрационных мастерских.

Икона «Святые воины великомученики Федор Стратилат и Федор Тирон». Ростов. Последняя треть XV в. Фото: Государственный Эрмитаж
Икона «Святые воины великомученики Федор Стратилат и Федор Тирон». Ростов. Последняя треть XV в.
Фото: Государственный Эрмитаж

В первом из четырех залов иконописи представлены древнерусские памятники. Например, необычный деисусный чин, самый древний из представленных икон, датируемый началом XV века. Он попал в Эрмитаж с Севера, из Онежского региона, из погоста Вазенцы. Как определили музейные специалисты, он, скорее всего, был создан мастером из Ростова, которого могли пригласить в Вазенцы для написания храмовых икон. В этом же зале представлена одна из жемчужин эрмитажной коллекции — икона святого Николая XV века, написанная в манере, присущей новгородским мастерам.

Икона «Богоявление». Псков. 1360-е гг. Из церкви Успения Богоматери на Пароменье,Псков (ок. 1444 г., перестроена в 1521 г). Фото: Государственный Эрмитаж
Икона «Богоявление». Псков. 1360-е гг. Из церкви Успения Богоматери на Пароменье,Псков (ок. 1444 г., перестроена в 1521 г).
Фото: Государственный Эрмитаж

Среди представленных экспонатов — две минеи (иконы, содержащие изображения святых и праздников, расположенные в календарном порядке дней их памяти. — Прим. ред.), самые ранние из известных комплектов миней датируются второй четвертью XV века. Если в более позднем варианте миней обязательно изображались не только святые, но и посвященные им праздники, то на этих — только образы святых. Эти иконы Федор Каликин вывез из Выговской старообрядческой пустыни в Олонецкой губернии. Но сами иконы не старообрядческие, старообрядцы их просто сохранили. Самый поздний из экспонатов в залах — тоже изображение святого Николая, икона, выполненная мастером Тимофеем Семеновым в 1736 году.

Все они экспонируются в специальных климатических витринах с определенным температурно-влажностным режимом, и специалисты ведут его постоянный мониторинг.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
6
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
7
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке собрание шедевров соучредителя Microsoft принесло рекордные полтора миллиарда долларов. Двадцать рекордов цен на художников были побиты, а пять работ проданы более чем за $100 млн
10.11.2022
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+