18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Объявлены лауреаты Прицкеровской премии 2020 года

Самую престижную архитектурную премию в мире получили Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара, основательницы ирландского бюро Grafton Architect

Создательницы бюро Grafton Architects Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара стали лауреатами престижной Прицкеровской премии. Они познакомились в 1970-е во время учебы и последующего преподавания в школе архитектуры Университетского колледжа Дублина, где и сегодня, несмотря на активную архитектурную практику, числятся профессорами. В 1978 году Фаррелл и Макнамара сотоварищи создали проектное бюро Grafton Architects, названное в честь улицы, где находился офис. Следующие десятилетия архитекторы работали преимущественно в родном Дублине и окрестностях, где по их проектам были построены Городской институт Ирландии, университетский колледж, офисы департамента финансов, городское жилье. Только спустя 25 лет бюро Grafton вышло на международную сцену — и сразу же завоевало широкое признание: проект Университета Луиджи Боккони в Милане (2008) получил приз World Building of the Year на Всемирном архитектурном фестивале в Барселоне, университетский городок UTEC в столице Перу Лиме (2015) был отмечен Международной премией Королевского института британских архитекторов (RIBA) в 2016-м. В 2012-м Grafton Architects привезло «Серебряного льва» с Венецианской биеннале за выставку «Архитектура как новая география». В 2018-м Фаррелл и Макнамара были кураторами XVI Архитектурной биеннале в Венеции, которая прошла с заглавной темой «Свободное пространство». В прошлом году завершилось строительство сразу нескольких их объектов: бизнес-школы Institut Mines Telecom в Париже и Школы экономики Университета Тулузы 1 Capitole в Тулузе. В 2019-м дуэт Фаррелл и Макнамары был отмечен медалью Королевского ирландского института архитектуры (RIAI James Gandon Medal for Lifetime Achievement in Architecture) и золотой медалью RIBA. Иногда кажется, что количество их построек равно количеству полученных наград.

Глядя из России, трудно изумиться архитектурному стилю Grafton Architects — слишком сильно он напоминает рубленые формы и тяжеловесную экспрессию брежневского модернизма, хотя, конечно, творения ирландских архитекторов изящнее. Но все-таки, как пишет западная пресса, Фаррелл и Макнамару награждают за скромность и человечность, аскетизм, за отсутствие грандиозных и легкомысленных жестов — всего того, чем утомила архитектура 2000-х, творения так называемых архитекторов-звезд.

Нельзя сбрасывать со счетов и устранение гендерного дисбаланса — мотив, влияющий сегодня на присуждение наград практически во всех творческих областях, от литературы до кино. Прицкеровская премия вручается в течение 46 лет. За это время ее получили всего лишь (с учетом Фаррелл и Макнамары) пять женщин: британка Заха Хадид в 2004-м, японка Кадзуё Сэдзима в 2010-м, испанка Карме Пигем (в составе бюро RCR Arquitectes) в 2017-м. Особенно несправедливым было ненаграждение «Прицкером» в 1991 году Дениз Скотт-Браун: премию получил ее муж Роберт Вентури, хотя весь мир знал, что архитекторы 30 лет работали вместе на равных. (В этом году Скотт-Браун исполняется 89 лет. В 2013-м 20 тыс. человек и девять прицкеровских лауреатов подписали петицию, чтобы вручить ей премию задним числом, но Прицкеровский комитет не захотел пересматривать прежние решения, чтобы не создавать прецедент.)

Как бы то ни было, присуждение «Прицкера» указывает на важные тренды в мировой архитектуре. И сейчас здесь все меньше ценится авторский пафос и все больше — удобство и комфорт для пользователей.

Самое читаемое:
1
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
2
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
3
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
4
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
5
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+