18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Фундамент часовой истории: новый музей Audemars Piguet

Часовая компания Audemars Piguet обладает уникальным наследием, причем весьма себе осязаемым. Это богатейший архив, фиксирующий историю мануфактуры практически с момента основания в 1875 году: увесистые тома с подробно прописанной историей в механизмах и их компонентах с 1882 года и по сей день, наборы с комплектами исторических деталей и сами часы — более 1,3 тыс. знаковых моделей, входящих в музейную коллекцию фирмы. До настоящего момента эта коллекция хранилась в историческом здании компании и редко демонстрировалась широкой публике: попасть в здание мануфактуры мог не каждый, а выездные выставки устраивались довольно редко. При этом музей был достаточно известен в узких кругах, чтобы быть ограбленным в октябре 2010 года. Тогда 60 предметов были похищены за три минуты. К счастью, около 30 часов вернулись в коллекцию.

Однако недавно было принято стратегическое решение — открыть настоящий музей Audemars Piguet. И причиной была не только безопасность коллекции. «В здании мануфактуры мы можем демонстрировать посетителям не более 250 часов», — рассказывает нынешний глава музея и департамента наследия марки Себастьян Вивас. Хотя и безопасность была важным фактором: как объясняет директор музея, страховые компании налагали жесткие обязательства — в условиях экспонирования на мануфактуре Audemars Piguet просто не имела права показывать раритеты широкой публике. «Дело не в том, что нам бы не выплатили страховку, — поясняет Себастьян Вивас. — Утратив уникальный образец, ты уже вряд ли найдешь похожий. До 1950-х каждые часы были уникальными. В Audemars Piguet не существовало лимитированных серий и линеек моделей, каждые часы были единственными и неповторимыми». В данный момент мануфактура и ее музейный отдел занимается структуризацией коллекции и идентификацией редких образцов в ней. В описаниях 1,3 тыс. раритетов еще масса неизвестных. При этом продолжаются временные выставки в разных странах мира. Они проходят по конкретным сегментам и посвящены усложнениям, или женским часам, или истории знаковой для Audemars Piguet коллекции Royal Oak, появившейся благодаря гению Джеральда Дженты в 1972 году. В следующем году планируется тематическое мировое турне на тему Royal Oak Offshore — коллекции, появившейся в 1993 году.

Все же главный проект на сегодня — это открытие собственного полноценного музея. Как рассказывает Себастьян Вивас, фирма объявила конкурс среди архитекторов на создание проекта музея. В нем приняли участие пять фирм: из Норвегии (Snøhetta — бюро, занимавшееся нынешним воплощением Александрийской библиотеки в Египте), Дании (BIG, основанная в 2006-м архитектором Бьярке Ингельсом), Великобритании (лондонская Caruso St John, имеющая большой опыт в музейных проектах, таких как Музей Виктории и Альберта) и Швейцарии (женевское и лозаннское бюро). Задачу им поставили не из легких: Audemars Piguet не желала получить классический часовой музей, да и классический музей в принципе, — фирму интересовали динамические экспозиции, нестандартное экспонирование часов. «Мы хотим рассказать об истории компании, о нашей культуре, — поясняет Вивас. — Они немыслимы без мастерских, без грамотно представленных архивов. Более того, мы видим проект, объединяющий старое и новое здания, включающий офисы и гестхаус».

Как объясняет идею нового музея Себастьян Вивас, это не только проект для публики. Audemars Piguet не менее важно объяснить, что есть компания и ее история и самим сотрудникам фирмы и будущего музея. Более того, даже название для проекта было придумано специфическое. «Мы называем его не музей, — подчеркивает господин Вивас, — а Founders House, ведь у нас есть преимущество: мы до сих пор являемся компанией, принадлежащей потомкам основателей!»

Швейцария — страна часовая и наличие музеев часового дела в ней не является экзотикой, но директор музея Audemars Piguet уверяет: «Проектов аналогичного уровня на данный момент не существует. Есть немало музеев, и они прекрасны, но обычно все занимаются начинкой — нам же интересно начать с нуля, с фундамента». Прецедентов подобной стройки века в часовом мире Вивас не знает, а образцом оригинального проекта считает музей Guinness в Дублине, памятуя, что разница — в самой продукции. По причинам безопасности вход в новый музей Audemars Piguet, пусть и не так жестко, как в нынешний, все же будет ограничен. Уже известно наверняка, что попасть в него можно будет только в составе экскурсии с гидом.

Возникает вопрос выживания существующих часовых музеев. Ведь не секрет для любителей и коллекционеров: часовой музей родной для Audemars Piguet долины Валле-де-Жу уже существует. «Нет-нет, — заверяет глава музея, — мы не хотим стать  конкурентами и погубить его. Наши творения — 30 экземпляров — выставлены в постоянной экспозиции музея Валле-де-Жу и останутся там. Мы предлагаем нечто иное». Пока точные даты завершения амбициозного проекта неизвестны, намеченная дата начала строительства — весна следующего года.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+