18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ностальгия по ГДР обретает материальность

№80
Материал из газеты

На примере мозаики Жозепа Ренау можно увидеть, как меняется сегодня отношение к культурному наследию Восточной Германии

Большая мозаика, состоящая из 70 тыс. элементов, вернулась на одну из площадей Эрфурта после многих лет, проведенных в хранилище. Видимо, можно говорить о сдвиге в восприятии паблик-арта времен ГДР. Это искусство на протяжении трех десятилетий  упрекали в том, что оно несет нездоровую идеологическую нагрузку и не имеет исторической ценности.
Официальное открытие мозаики Жозепа Ренау «Отношения человека с природой и технологиями» (1980–1984) состоялось в минувшем декабре. Уличное празднование стало кульминацией четырехлетнего проекта общей стоимостью €800 тыс.
Мозаику спасли со стены культурно-досугового центра на Москауэрплац в Эрфурте незадолго до сноса здания. Произведение высотой 7 м и шириной 30 м изображает руки с раскрытыми ладонями. В левой ладони лежит яблоко, в правой — разно­ цветный многоугольник. Слева от яблока помещены мотивы природы, а правая рука окружена геометрическими фигурами и двумя компасами. Произведение воспевает идеальное общество, в котором природа питает достижения человечества, живущего с ней в гармонии.

В произведении нет прямого политического высказывания, и это могло сыграть роль в его спасении, считает специалист по восточногерманскому искусству Оливер Сукроу, который провел углубленное исследование мозаики. «В последние три десятилетия было снесено множество зданий, и находившееся на них искусство, как правило, уничтожалось вместе с ними, — рассказывает он. — В 1990-е ценность такого искусства не понимали; люди не обращали внимание на качество и смотрели на него через призму идеологии».

После падения Берлинской стены досуговый центр Эрфурта, фасад которого первоначально украшала мозаика, превратили в торговый центр. Постепенно здание приходило в упадок. Его приобрел инвестор, собиравшийся демонтировать постройку и возвести на ее месте новую торговую площадку. Под давлением местных активистов и учеников Ренау в 2009 году мозаику включили в программу защиты исторического наследия, сняли со стены и поместили в контейнер, а здание в 2013 году снесли. Мозаика находилась в хранилище, пока ее судьбой не занялся штутгартский Фонд Вюстенрота, выделивший средства на реставрацию. «Нам больше нравится работать с неизвестными объектами», — говорит глава фонда Филип Курц.

Для Курца одним из самых интересных аспектов этого проекта было изучение биографии Ренау (1907–1982). Он родился в Валенсии, был генеральным директором Управления изящных искусств в республиканском правительстве Испании. После победы генерала Франко в гражданской войне Ренау был вынужден бежать в Мексику, где познакомился с выдающимися представителями мексиканского мурализма, в том числе с Альфаро Сикейросом.

«Мексиканцам удалось объединить народное искусство и политическую повестку», — говорит Сукроу. Этот подход отвечал нуждам молодой Германской Демократической Республики, искавшей пути реализации своего представления об утопическом государстве рабочих. В период послевоенного строительного бума росписями и мозаиками украшали как внешние, так и внутренние стены новых жилых зданий, кафе, государственных учреждений, спортивных и художественных центров и даже аптек. Правда, в 1958 году, когда Ренау переехал в Восточную Германию, спрос на подобное искусство был уже не так высок. Эрфуртская мозаика, самый важный из его немецких заказов, была закончена в 1984 году, уже после смерти автора.

Новый торговый центр ниже и меньше оригинальной постройки, так что мозаику пришлось монтировать на возведенную специально для нее бетонную конструкцию, приблизительно на метр отстоящую от фасада. Но Тобиас Кноблих, представитель городских властей, отвечающий за культуру, уверен, что усилия и средства были потрачены не зря. «Людям нравилась эта мозаика, — говорит он. — Она была частью идентичности местных жителей. После падения Берлинской стены мы утратили такую огромную часть культурной инфраструктуры, что регионы вроде нашего стали безжизненными. Люди рады тому, что хорошее, появлявшееся в Восточной Германии, постепенно начинают признавать». 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+