18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Научная конференция с фейерверком

В Витебске отметили 100-летие объединения Уновис международной научно-практической конференцией, выставками, спектаклем и огненным шоу

Редкая научная конференция перерастает в городской праздник и заканчивается фейерверком. В Витебске случилось именно так. Инициаторы вполне академического мероприятия — международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию создания творческого объединения Уновис («Утвердители нового искусства»), — сделали все возможное, чтобы юбилей стал запоминающимся событием для жителей города, и прежде всего молодежи.

Конференция продлилась два дня, за которые было прочитано три десятка 25-минутных докладов и сообщений. В них говорилось прежде всего о различных аспектах деятельности организованной Казимиром Малевичем в 1920 году в Витебске группы Уновис, о судьбах ее членов, а также о современной художественной практике, где их идеи получили дальнейшее развитие.

Доклад куратора русского искусства из Музея ван Аббе в Эйндховене Виллема Яна Рендерса так и назывался — «Уновис сегодня». Даниель Музычук и Паулина Курц-Май из Художественного музея в Лодзи рассказали о деятельности в Смоленске и Лодзи художника Владислава Стржеминского, увлеченного педагогической системой Малевича. Два сообщения — Игоря Смелкова из Государственной Третьяковской галереи и художника Михаила Рошняка — были посвящены деятельности филиала Уновиса в Оренбурге. В этом же городе работал художник Иван Кудряшов — о подготовке его выставки в Третьяковской галерее рассказала ее куратор Ирина Пронина. Заместитель директора Витебского областного краеведческого музея Валерий Шишанов сделал сообщение о своей находке — неизвестной статье преподававшего в Уновисе Лазаря Лисицкого в журнале «Горн». Отдельная секция была посвящена издательским проектам, связанным с русским авангардом.

Вполне академическое течение конференции нарушил московский художник Дмитрий Гутов, прочитавший спорный, даже дерзкий, доклад «Черный квадрат, византийское иконоборчество и немецкая мистика XIV века», в котором он попытался доказать, что «Черный квадрат» стал завершением многовекового пути развития изображения на плоскости, после чего наступило время инсталляций — выхода изобразительного искусства в пространство.

Спору с ним посвятила часть своего выступления профессор кафедры всеобщей истории и мировой культуры Витебского государственного университета Татьяна Котович, напомнившая, что за черным Малевич написал белый квадрат как символ выхода в новую художественную реальность, — хотя тема ее доклада была «Супрематический канон: Лисицкий, Хидекель, Малей». (Выставка художника Александра Малея «Станковая живопись в пространстве среды, объекта и инсталляции» во время работы конференции была открыта в Витебском художественном музее.)

Особую, можно сказать, семейную атмосферу конференции придало участие в ней потомков Малевича: его внучатой племянницы Ивоны Малевич и внучатых племянников Станислава и Игоря Богдановых, занимающихся постановкой памятного знака на месте недавно найденного места захоронения праха художника.

Отдельной и чрезвычайно важной частью программы празднования 100-летия Уновиса стало событие со сложным названием «#SUPREMШТОРМ-ночь». В концертном зале «Витебск» была организована большая программа, состоявшая из батла-соревнования художников, показа перформансов и выставки плакатов. Но самой интересной составляющей праздника был замечательный «неБалет» «Уна дочь Казимира» (да, все названия спорят с орфографией и пунктуацией), вдохновенно исполненный актерами молодежного театра «Колесо». В супрематическом гриме и облачении, шествуя на ходулях и декламируя тексты

Малевича и Хармса, юноши и девушки сыграли патетический спектакль, в финале которого очарованные и вдохновленные зрители прошли под «небом Малевича» — репродукциями малевичевской графики. А закончились торжества в полночь «огненной инсталляцией» витебского скульптора Василия Васильева. Режиссером этого удавшегося праздника была Влада Цвики, а еще у него был куратор — Татьяна Котович, не только педагог и ученый, но и вдохновитель всей программы празднования 100-летия Уновиса.

Второй человек, ставший инициатором, организатором и движущей силой юбилейных событий, — директор Музея истории Витебского народного художественного училища Андрей Духовников. Музей был открыт весной 2018 года в том же здании, где за 100 лет до этого разместилось само училище, созданное по инициативе Марка Шагала. Осенью 1919 года в Витебск приехал Казимир Малевич, под чьим руководством в феврале 1920 года ученики училища объединились в группу Уновис.

«Мы очень хотели, чтобы Уновис стал не просто понятием, но частью Витебска культурного. Потому что в городе есть много разных культурных наслоений и различных сообществ, но нашей задачей было объяснить, что Уновис — не только квадраты и упражнения, но это и школа, и энергия, и молодость, и театр. Когда мы говорим, что Уновис признан во всем мире, то это тоже аргумент для города, а городу нелегко далось это понять и принять», — говорит Андрей Духовников.

Юбилейная программа продолжилась в Минске. В Национальном художественном музее Республики Беларусь открылась выставка «Нас поймут через 100 лет» ученика Малевича, участника Уновиса, художника и архитектора Лазаря Хидекеля, на которой показана его поэтическая фантазийная архитектурная графика.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
6
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
7
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+