Научная конференция с фейерверком

В Витебске отметили 100-летие объединения Уновис международной научно-практической конференцией, выставками, спектаклем и огненным шоу

Эль Лисицкий. «Супрематический сказ про два квадрата в 6-ти постройках (Единственная супрематическая книга для детей)» (Берлин, 1922). Фото: Витебский центр современного искусства
Эль Лисицкий. «Супрематический сказ про два квадрата в 6-ти постройках (Единственная супрематическая книга для детей)» (Берлин, 1922).
Фото: Витебский центр современного искусства

Редкая научная конференция перерастает в городской праздник и заканчивается фейерверком. В Витебске случилось именно так. Инициаторы вполне академического мероприятия — международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию создания творческого объединения Уновис («Утвердители нового искусства»), — сделали все возможное, чтобы юбилей стал запоминающимся событием для жителей города, и прежде всего молодежи.

Конференция продлилась два дня, за которые было прочитано три десятка 25-минутных докладов и сообщений. В них говорилось прежде всего о различных аспектах деятельности организованной Казимиром Малевичем в 1920 году в Витебске группы Уновис, о судьбах ее членов, а также о современной художественной практике, где их идеи получили дальнейшее развитие.

Ученики ВНХУ. 20 августа 1922 г. Фото: Витебский центр современного искусства
Ученики ВНХУ. 20 августа 1922 г.
Фото: Витебский центр современного искусства

Доклад куратора русского искусства из Музея ван Аббе в Эйндховене Виллема Яна Рендерса так и назывался — «Уновис сегодня». Даниель Музычук и Паулина Курц-Май из Художественного музея в Лодзи рассказали о деятельности в Смоленске и Лодзи художника Владислава Стржеминского, увлеченного педагогической системой Малевича. Два сообщения — Игоря Смелкова из Государственной Третьяковской галереи и художника Михаила Рошняка — были посвящены деятельности филиала Уновиса в Оренбурге. В этом же городе работал художник Иван Кудряшов — о подготовке его выставки в Третьяковской галерее рассказала ее куратор Ирина Пронина. Заместитель директора Витебского областного краеведческого музея Валерий Шишанов сделал сообщение о своей находке — неизвестной статье преподававшего в Уновисе Лазаря Лисицкого в журнале «Горн». Отдельная секция была посвящена издательским проектам, связанным с русским авангардом.

Вполне академическое течение конференции нарушил московский художник Дмитрий Гутов, прочитавший спорный, даже дерзкий, доклад «Черный квадрат, византийское иконоборчество и немецкая мистика XIV века», в котором он попытался доказать, что «Черный квадрат» стал завершением многовекового пути развития изображения на плоскости, после чего наступило время инсталляций — выхода изобразительного искусства в пространство.

Спору с ним посвятила часть своего выступления профессор кафедры всеобщей истории и мировой культуры Витебского государственного университета Татьяна Котович, напомнившая, что за черным Малевич написал белый квадрат как символ выхода в новую художественную реальность, — хотя тема ее доклада была «Супрематический канон: Лисицкий, Хидекель, Малей». (Выставка художника Александра Малея «Станковая живопись в пространстве среды, объекта и инсталляции» во время работы конференции была открыта в Витебском художественном музее.)

Николай Суетин. Дизайн трибуны. 1921. Фото: Государственный Русский музей/Витебский центр современного искусства
Николай Суетин. Дизайн трибуны. 1921.
Фото: Государственный Русский музей/Витебский центр современного искусства

Особую, можно сказать, семейную атмосферу конференции придало участие в ней потомков Малевича: его внучатой племянницы Ивоны Малевич и внучатых племянников Станислава и Игоря Богдановых, занимающихся постановкой памятного знака на месте недавно найденного места захоронения праха художника.

Отдельной и чрезвычайно важной частью программы празднования 100-летия Уновиса стало событие со сложным названием «#SUPREMШТОРМ-ночь». В концертном зале «Витебск» была организована большая программа, состоявшая из батла-соревнования художников, показа перформансов и выставки плакатов. Но самой интересной составляющей праздника был замечательный «неБалет» «Уна дочь Казимира» (да, все названия спорят с орфографией и пунктуацией), вдохновенно исполненный актерами молодежного театра «Колесо». В супрематическом гриме и облачении, шествуя на ходулях и декламируя тексты

Малевича и Хармса, юноши и девушки сыграли патетический спектакль, в финале которого очарованные и вдохновленные зрители прошли под «небом Малевича» — репродукциями малевичевской графики. А закончились торжества в полночь «огненной инсталляцией» витебского скульптора Василия Васильева. Режиссером этого удавшегося праздника была Влада Цвики, а еще у него был куратор — Татьяна Котович, не только педагог и ученый, но и вдохновитель всей программы празднования 100-летия Уновиса.

Фото членов Уновис с Казимиром Малевичем в центре. Фото: Витебский центр современного искусства
Фото членов Уновис с Казимиром Малевичем в центре.
Фото: Витебский центр современного искусства

Второй человек, ставший инициатором, организатором и движущей силой юбилейных событий, — директор Музея истории Витебского народного художественного училища Андрей Духовников. Музей был открыт весной 2018 года в том же здании, где за 100 лет до этого разместилось само училище, созданное по инициативе Марка Шагала. Осенью 1919 года в Витебск приехал Казимир Малевич, под чьим руководством в феврале 1920 года ученики училища объединились в группу Уновис.

«Мы очень хотели, чтобы Уновис стал не просто понятием, но частью Витебска культурного. Потому что в городе есть много разных культурных наслоений и различных сообществ, но нашей задачей было объяснить, что Уновис — не только квадраты и упражнения, но это и школа, и энергия, и молодость, и театр. Когда мы говорим, что Уновис признан во всем мире, то это тоже аргумент для города, а городу нелегко далось это понять и принять», — говорит Андрей Духовников.

Юбилейная программа продолжилась в Минске. В Национальном художественном музее Республики Беларусь открылась выставка «Нас поймут через 100 лет» ученика Малевича, участника Уновиса, художника и архитектора Лазаря Хидекеля, на которой показана его поэтическая фантазийная архитектурная графика.

Самое читаемое:
1
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+