В Португалии восстанавливают узоры холстов старых мастеров

№80, февраль 2020
№80
Материал из газеты

Реконструкция плетения холста поможет реставрировать шедевры Веласкеса, Караваджо, Эль Греко и других художников

Хелена Лурманс за экспериментальной работой. Фото: Courtesy of Helena Loerma
Хелена Лурманс за экспериментальной работой.
Фото: Courtesy of Helena Loerma

Ткачихе Хелене Лурманс  всегда было интересно, почему художники работают с холстами простого плетения. Но однажды реставратор живописи из мадридского Музея Прадо, приехавший в мастерскую Лурманс в Одемире на юге Португалии, рассказал ей, что некоторые старые мастера, в том числе Эль Греко, писали на сложно сотканных холстах. Лурманс решила найти, реконструировать, задокументировать и самостоятельно выткать эти типы переплетения в лаборатории Lab O, которую она основала при своей мастерской.

«Для меня это своего рода детектив», — говорит она. В результате поисков ей удалось обнаружить в испанском учебнике 1970-х годов изображение схемы холста, на котором написана картина Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (1586). «Когда я увидела этот узор, у меня екнуло сердце», — рассказывает ткачиха. Теперь она могла выткать этот узор самостоятельно.

Впоследствии Лурманс соткала переплетения, использованные в холстах у Веласкеса, Караваджо и Тициана. Сначала она анализирует рентгеновские снимки картины и вручную зарисовывает переплетение. Затем использует программу Weavelt для разработки схемы и создает холст на подсоединенном к компьютеру ручном ткацком станке. В конце 2019 года Лурманс представила свою работу на конгрессе Международного центра по исследованиям старинного текстиля (CIETA) в германском Крефельде и на симпозиуме «Реставрация холста» в Йельском университете, произведя большое впечатление на экспертов. В частности, она изучила произведения искусства, находящиеся в коллекции Художественной галереи Йельского университета, и реконструировала переплетение нитей холста, на котором написано «Обучение Девы Марии» (около 1617–1618) Диего Веласкеса.

«Первоочередная задача — зафиксировать все эти знания и сохранить их», — говорит Лурманс. Она хочет создать соответствующую базу данных и надеется, что исследователи и реставраторы начнут фиксировать особенности плетения холстов, с которыми работают, и будут связываться с ней в интересных случаях. 

Самое читаемое:
1
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
2
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
Предстоящие в следующем году выставки не грешат однообразием, но в основном вынужденно обращаются к нашему проверенному и надежному наследию, иногда выворачивая к современному искусству или науке
07.12.2022
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
3
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
4
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
5
Женский век от Гончаровой до Турновой
Идея гендера заложена в основу концепции выставки «И как нам создавать свою красоту?» в Alina Pinsky Gallery. На нее отобрали работы 18 русских художниц
17.11.2022
Женский век от Гончаровой до Турновой
6
Великий шелковый путь: от Узбекистана до Лувра
В Париж привезли выставку самых важных и красивых артефактов из музеев Узбекистана, чтобы рассказать о нескольких тысячелетиях истории этого региона
22.11.2022
Великий шелковый путь: от Узбекистана до Лувра
7
Российский антикварный салон проходит в русском стиле
Единственная в России ярмарка антиквариата открылась в Гостином Дворе с подзаголовком «Русский стиль» и делает акцент на искусстве оформления интерьеров, ее участниками стали мебельные, интерьерные и текстильные дизайнеры
23.11.2022
Российский антикварный салон проходит в русском стиле
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+