18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

В Португалии восстанавливают узоры холстов старых мастеров

№80
Материал из газеты

Реконструкция плетения холста поможет реставрировать шедевры Веласкеса, Караваджо, Эль Греко и других художников

Ткачихе Хелене Лурманс  всегда было интересно, почему художники работают с холстами простого плетения. Но однажды реставратор живописи из мадридского Музея Прадо, приехавший в мастерскую Лурманс в Одемире на юге Португалии, рассказал ей, что некоторые старые мастера, в том числе Эль Греко, писали на сложно сотканных холстах. Лурманс решила найти, реконструировать, задокументировать и самостоятельно выткать эти типы переплетения в лаборатории Lab O, которую она основала при своей мастерской.

«Для меня это своего рода детектив», — говорит она. В результате поисков ей удалось обнаружить в испанском учебнике 1970-х годов изображение схемы холста, на котором написана картина Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (1586). «Когда я увидела этот узор, у меня екнуло сердце», — рассказывает ткачиха. Теперь она могла выткать этот узор самостоятельно.

Впоследствии Лурманс соткала переплетения, использованные в холстах у Веласкеса, Караваджо и Тициана. Сначала она анализирует рентгеновские снимки картины и вручную зарисовывает переплетение. Затем использует программу Weavelt для разработки схемы и создает холст на подсоединенном к компьютеру ручном ткацком станке. В конце 2019 года Лурманс представила свою работу на конгрессе Международного центра по исследованиям старинного текстиля (CIETA) в германском Крефельде и на симпозиуме «Реставрация холста» в Йельском университете, произведя большое впечатление на экспертов. В частности, она изучила произведения искусства, находящиеся в коллекции Художественной галереи Йельского университета, и реконструировала переплетение нитей холста, на котором написано «Обучение Девы Марии» (около 1617–1618) Диего Веласкеса.

«Первоочередная задача — зафиксировать все эти знания и сохранить их», — говорит Лурманс. Она хочет создать соответствующую базу данных и надеется, что исследователи и реставраторы начнут фиксировать особенности плетения холстов, с которыми работают, и будут связываться с ней в интересных случаях. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+