18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В Португалии восстанавливают узоры холстов старых мастеров

№80
Материал из газеты

Реконструкция плетения холста поможет реставрировать шедевры Веласкеса, Караваджо, Эль Греко и других художников

Ткачихе Хелене Лурманс  всегда было интересно, почему художники работают с холстами простого плетения. Но однажды реставратор живописи из мадридского Музея Прадо, приехавший в мастерскую Лурманс в Одемире на юге Португалии, рассказал ей, что некоторые старые мастера, в том числе Эль Греко, писали на сложно сотканных холстах. Лурманс решила найти, реконструировать, задокументировать и самостоятельно выткать эти типы переплетения в лаборатории Lab O, которую она основала при своей мастерской.

«Для меня это своего рода детектив», — говорит она. В результате поисков ей удалось обнаружить в испанском учебнике 1970-х годов изображение схемы холста, на котором написана картина Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (1586). «Когда я увидела этот узор, у меня екнуло сердце», — рассказывает ткачиха. Теперь она могла выткать этот узор самостоятельно.

Впоследствии Лурманс соткала переплетения, использованные в холстах у Веласкеса, Караваджо и Тициана. Сначала она анализирует рентгеновские снимки картины и вручную зарисовывает переплетение. Затем использует программу Weavelt для разработки схемы и создает холст на подсоединенном к компьютеру ручном ткацком станке. В конце 2019 года Лурманс представила свою работу на конгрессе Международного центра по исследованиям старинного текстиля (CIETA) в германском Крефельде и на симпозиуме «Реставрация холста» в Йельском университете, произведя большое впечатление на экспертов. В частности, она изучила произведения искусства, находящиеся в коллекции Художественной галереи Йельского университета, и реконструировала переплетение нитей холста, на котором написано «Обучение Девы Марии» (около 1617–1618) Диего Веласкеса.

«Первоочередная задача — зафиксировать все эти знания и сохранить их», — говорит Лурманс. Она хочет создать соответствующую базу данных и надеется, что исследователи и реставраторы начнут фиксировать особенности плетения холстов, с которыми работают, и будут связываться с ней в интересных случаях. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+