18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Урбанизм на селе и в мировых музеях

№80
Материал из газеты

В Музее Гуггенхайма 20 февраля открывается выставка Countryside. Future, подготовленная Ремом Колхасом и его командой и Гарвардской высшей школой дизайна. Еще до своего начала выставка вызвала дискуссию об архитектуре вне городов

Последние десять лет Рем Колхас одержим идеей возрождения села и путешествует по миру в поисках интересных кейсов. Это тем более удивительно, что прицкеровский лауреат — виднейший урбанист, отметившийся постройками и мастер-планами во многих столицах мира. Но он не боится ломать стереотипы, в том числе свои. Лучший тому пример — его книга «Нью-Йорк вне себя» (1978). Опубликованная в тот момент, когда Нью-Йорк «всеми был списан со счетов» (слова сына архитектора — режиссера Томаса Колхаса), книга дала толчок масштабной реконструкции Манхэттена. Так и сейчас: когда деревня совершенно снята с повестки и росту городов нет альтернативы, Колхас выступает со смелым заявлением: «Будущее — за селом».

«55% населения Земли и вся современная архитектура сосредоточены в городах, хотя они занимают лишь 2% территорий. А как насчет оставшихся 98%? — вопрошает Колхас в статье, опубликованной в журнале Icon. — Современная деревня совершенно не похожа на наше стереотипное о ней представление. Фермерство — цифровой бизнес, трактор — компьютеризированное рабочее место, в животноводстве заняты роботы».

На выставке в Музее Гуггенхайма будет представлен опыт развития 15 территорий. Каких именно — держится в секрете. Известны лишь темы: искусственный интеллект и автоматизация, последствия генетических экспериментов, политический радикализм, массовая миграция, территориальное управление, экосистемы человека и животных, субсидии и налоговые льготы и другие события, которые меняют сельскохозяйственные пейзажи по всему миру. «Будьте в курсе!» — шлет послание архитектор. Деревня — передовая линия социальной, культурной, технологической трансформации. Бог с ними, с городами — строить надо на селе!

Россия

В нашей стране остро стоит проблема безлюдных территорий. Если плотность населения в Московском регионе 171 человек на квадратный километр, то в Чукотском автономном округе (его площадь больше Франции) — всего 0,07 человек. Меньше только в Антарктиде.

Один из удачных проектов преображения сельской местности — парк с коллекцией арт-объектов в Никола-Ленивце, маленькой деревне в Калужской области, личная инициатива группы московских архитекторов и художников во главе с Николаем Полисским. Парк существует и развивается уже 20 лет. На рождественские и масленичные гуляния в Никола-Ленивец приезжают тысячи людей, летний фестиваль «Архстояние» упоминается во всех туристических гидах. Этот проект на десятилетия обогнал время, его значение нам еще предстоит оценить.

Уникальный опыт преображения сельской местности приобрел за последние пять лет Татарстан. Там было благоустроено 370 объектов в городах и селах, за что в 2019-м республика получила престижную международную Премию Ага-хана по архитектуре, вторую по значимости после Прицкеровской. Создание новой набережной в поселке Муслюмово привело к тому, что там начали проводить фестивали ленд-арта, на которые приезжает до 10 тыс. человек — больше, чем здесь живет. 

Ревитализация Тибета

Современные китайские архитекторы замахнулись на святое — мистический и непостижимый Тибет.
Архитектор Чжан Кэ — выпускник и ныне профессор Гарварда, глава бюро ZAO/ standardarchitecture. В 2017-м его работы были отмечены юбилейной, 50-й по счету медалью Алвара Аалто. В Тибете Чжан Кэ строит туристические центры: лодочный терминал на реке Ялуньцзянпу, гостевой центр на реке Ниян, перевалочный пункт у подножия горы Намчабава. Два первых предназначены любителям рафтинга, последний — альпинистам, штурмующим почти восьмитысячную Намчабаву. Внутри центров есть туалеты, еда, интернет, медпункт и прочее. Эти островки цивилизации способствуют притоку туристов. Что касается архитектуры, выполненной из грубо обработанного камня, то она по-своему выдающаяся: предельно лаконичная, несмотря на небольшие размеры — величественная, тактично вписанная в пейзаж. Чистой воды западный модернизм, совершенно неожиданный в данной точке планеты.

Китай

В мире есть страна, где возрождение деревень — насущная потребность. Это Китай. Там число городов-миллионников колеблется от 60 до 199 (если с пригородами). В ближайшее время население пекинской агломерации может увеличиться до 130 млн! Негативная сторона урбанизма — тяжелая экология и рост криминала. Для поддержания правопорядка Китай ввел электронную систему распознавания лиц и жесточайшие правила городской прописки. Власти всемерно поддерживают возвращение людей в села. И архитекторы пришли на помощь. На XVI Венецианской архитектурной биеннале в 2018 году китайская экспозиция называлась «Строим будущее деревни». В том же году в Китае прошла конференция «Регионы на подъеме». В 2019-м в Берлине Aedes Architecture Forum провел выставку китайской деревенской архитектуры. Опыт Поднебесной интересен во всепланетном масштабе.

Европа

Европейский опыт трансформации сельской жизни очень разный. С одной стороны, есть Нидерланды с суперинтенсивным сельским хозяйством, огромными площадями теплиц, с другой — Испания с катастрофической депопуляцией внутренних районов: 13% территории Испании (это больше, чем вся Бельгия) официально являются пустынными, плотность населения там меньше восьми человек на квадратный километр. Пока что повторное заселение страны — личное дело отдельных горожан, хотя государство и Евросоюз субсидиями поддерживают предприятия на селе.

Насколько хорошая архитектура может стимулировать туризм, показывает отель Aire de Bardenas в провинции Наварра. Отель стоит на берегу реки Эбро, между сельскими полями и пустыней Барденас, которая одновременно и природный парк. Авторы проекта Эмилиано Лопес и Моника Ривера (Emiliano Lopez & Monica Rivera Arquitectos) расположили на участке семь одноэтажных корпусов так, чтобы максимально были видны окрестные пейзажи. Отель построили всего за год из стандартных стальных панелей с пенопластовым утеплителем. Едва открывшись, он получил широчайшую известность.

400 деревень Сунъяна

Сюй Тяньтянь (бюро DnA_Design and Architecture) — самая известная женщина-архитектор Китая, выпускница Гарварда, лауреат престижных международных премий (последнюю — «Женщины в архитектуре» — она получила в 2019 году). Сюй называет свою работу «архитектурной акупунктурой». Она обустраивает уезд Сунъян в провинции Чжэцзян в 450 км к юго-востоку от Шанхая. В провинции 400 деревень. Архитектор не просто проектирует красивые объекты, но меняет с их помощью повседневную жизнь.

Brown Sugar Factory — фабрика по производству тростникового сахара на окраине деревни Син. Стильное здание заменило целый ряд частных мастерских. Фабрика состоит из нескольких цехов и застекленных проходов между ними. Цеха с печами используются для производства с октября по декабрь, в остальное время здесь крутят кинофильмы и показывают кукольные спектакли, днем пожилые люди собираются на фабрике выпить чаю. Здание породило новую социокультурную ситуацию.
Hakka Indenture Museum — музей в деревне Шицан, где живет этническая группа хакка, перебравшаяся сюда с севера Китая и сохранившая особый статус и сплоченность. 

Шицан переводится как «каменное хранилище». Согласно легенде, когда-то люди взломали пещеру с зерном, после чего земля смогла родить только камни. Сюй Тяньтянь спроектировала здание из камней в стилистике местных домов. Сквозь музей направили существовавший оросительный канал, внутри воду начали распылять и подсвечивать естественным светом через отверстие в потолке, отчего возникает радуга. Музей стал туристической достопримечательностью и источником рабочих мест .

Shimen Bridge — мост через реку Сунинь. Когда-то каменный мост был автомобильным и соединял две деревни. Но потом автотрасса пошла в обход, и мост решили сделать публичным пространством. Его дополнили деревянной крышей, внутри поставили скамейки, разбили клумбы, в центре сделали маленькую площадь с деревьями, установили подсветку. В этом месте река имеет систему плотин, которой уже полторы тысячи лет. Жителям предлагается приходить наслаждаться пейзажем — дружить селами.

Бамбуковая деревня

Архитектор Филип Юань — профессор нескольких университетов, основатель шанхайского бюро Archi-Union Architects. Его конек — digital-технологии в строительстве. Он отливает несущие элементы из композитных материалов и монтирует из них дома за считаные месяцы; в его проектах роботы выкладывают кирпичи по кривой и с невероятной точностью, и в результате готовая кирпичная стена выглядит как штора с драпировкой.

Известнейший проект Юаня для села — комплекс Bamboo Craft Village в деревне Даомин в 50 км от города Чунчжоу в провинции Сычуань. Местное население испокон века плело корзины из бамбука, поэтому в деревне решили построить Школу ремесел. Для начала возвели компьютеризированный комбинат по производству деревянных строительных элементов, сразу обеспечив людей рабочими местами. Потом из стандартных деталей (всего за 52 дня) смонтировали Школу ремесел — стильное здание, по форме напоминающее знак «бесконечность». Стеклянные стены делают барьер между домом и природой иллюзорным, двускатная крыша с широкими карнизами даже на улице дает ощущение интерьера. Школа стала центром туристического паломничества, в дополнение к ней были построены гостиница со спа и туристический хаб. Жизнь в полузаброшенной деревне забила ключом. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+