Сердца современных художников: символы любви от Фриды до Бэнкси

Из неона, стали, пластика и звуков — смотрите нашу подборку сердец от звезд современного искусства ко Дню святого Валентина

Сердце — орган человеческого тела, в котором, по слухам, обитает настоящая любовь, — в искусстве изображают по-разному. Популярнее всего тот символ, который похож на листочек. Он появился примерно в середине XIII века, встречается и в религиозном искусстве, и на поздравительных открыточках, и в драгоценностях. В Музее искусства и истории в Брюсселе даже есть отдельная экспозиция под названием «Музей сердца» с 500 тематическими произведениями. Эту коллекцию долгие годы собирал кардиолог Нубар Бояджян и в 1990 году подарил ее городу. Впрочем, представляют сердце и натуралистично, со всеми клапанами и сосудами — первым это сделал чуть ли не Леонардо да Винчи. Предлагаем вам взглянуть на то, как изображают сердце художники современности. Впрочем, тоже постоянно выбирающие из этих двух вариантов.

Фрида Кало. Las dos Fridas («Две Фриды»). 1939. Фото: Museo de Arte Moderno, Mexico City
Фрида Кало. Las dos Fridas («Две Фриды»). 1939.
Фото: Museo de Arte Moderno, Mexico City

Эта картина, конечно, не из области contemporary art, но мало кто из современных художников способен потягаться с ее автором в выразительности и эффектности. Фрида Кало написала этот двойной автопортрет, в буквальном смысле обнажив собственное сердце, изображенное со всей натуралистичностью дважды. Так же натуралистично оно показано на более раннем автопортрете «Память» («Сердце») (1937), где сама Фрида стоит одной ногой в реке, а другой на суше, на берегу же лежит ее окровавленное сердце. Обе картины были связаны и с ее постоянным болезненным состоянием, и с душевными травмами из-за отношений с мужем.


Энди Уорхол. Untitled (Heart) («Без названия» («Сердце»)). 1984. Фото: Sotheby'
Энди Уорхол. Untitled (Heart) («Без названия» («Сердце»)). 1984.
Фото: Sotheby'

У Уорхола тоже можно найти вполне натуралистичные изображения сердца, но все-таки он предпочитал символические, вплетая их в свою разветвленную концепцию поп-культуры. У него есть многочисленные «Четыре сердца», построенные по тому же принципу повторяемости и в разных цветах, что и портреты (есть даже черные бриллиантовые сердца на черном фоне). Есть и картины маслом. Как курьез упомянем серию Valentine’s Hearts Ads (Heart Fund) — как бы инструкцию, что делать, если ощущаешь симптомы инфаркта.


Энди Уорхол и Жан-Мишель Баскиа. Heart Attack («Сердечный приступ»). 1984. Фото: Sotheby'
Энди Уорхол и Жан-Мишель Баскиа. Heart Attack («Сердечный приступ»). 1984.
Фото: Sotheby'

Дуэт одних из самых крутых художников Нью-Йорка своей эпохи, что вполне симптоматично, тоже обратил внимание на образ сердца. Они создали диптих акрилом, где каждый изобразил важные для себя мотивы. Уорхол повторил силуэт настоящего сердца, который он ранее вполне хорошо изучил с помощью фотографирования. Баскиа же написал маску. В другой коллаборации они изобразили череп с костями плюс желудок (никто не знает, как желудок выглядит снаружи, поэтому на картине он аккуратно подписан).


Кит Харинг. Prophets of Rage («Пророки ярости»). 1988. Фото: The Keith Haring Foundation, New York
Кит Харинг. Prophets of Rage («Пророки ярости»). 1988.
Фото: The Keith Haring Foundation, New York

Звезда поп-арта Кит Харинг известен прежде всего своими пляшущими человечками, а это произведение восстает против расизма и было создано в год, когда от передозировки погиб Жан-Мишель Баскиа. Сейчас большая ретроспектива двух друзей проходит в Национальной галерее Виктории в Мельбурне.


Джефф Кунс. Hanging Heart («Висящее сердце»). 1994–2006. Фото: jeffkoons.com
Джефф Кунс. Hanging Heart («Висящее сердце»). 1994–2006.
Фото: jeffkoons.com

В 1990-е годы Кунс, разрабатывая излюбленную тему пластикового сувенирного мира вокруг нас, в рамках серии Celebration, к которой относится та самая как бы надувная собачка, начал создавать глянцевые сердечки. Есть даже картина маслом (1995–1998). Кунс пародирует вездесущие магазинные игрушки — у него они оказываются гигантскими и выполненными из полированной окрашенной стали. Важная деталь — кокетливо завязанный бантик, ведь фирменная упаковка — это так невероятно важно в подарочке! В 2007 году Ларри Гагосян купил такое сердечко на Sotheby’s за $23,5 млн.


Марк Куинн. Map of the Human Heart («Карта человеческого сердца»). 1999. Фото: © Monograph
Марк Куинн. Map of the Human Heart («Карта человеческого сердца»). 1999.
Фото: © Monograph

Фотография Марка Куинна из лимитированной серии изображает не подлинный орган, а анатомическую модель — отсюда такие странности с сочетанием цветов. Сам автор говорил, что название «Карта человеческого сердца» — очень романтическое и одновременно буквальное, поскольку сосуды, окружающие сердце, действительно похожи на разбегающиеся дороги. Фотографии серии продавались дилерами в 1999 году через интернет — это была веха для того, что позже станет сверхприбыльным бизнесом онлайн-аукционов искусства.


Жоана Вашконселуш. Coração Independente Vermelho («Независимое красное сердце»). 2008. Фото: Alessandro Moggi @Gucci
Жоана Вашконселуш. Coração Independente Vermelho («Независимое красное сердце»). 2008.
Фото: Alessandro Moggi @Gucci

Известная португальская художница повторила в гигантской инсталляции с помощью плетения (на самом деле — металлических прутьев) знаковый португальский сувенир — ювелирные сердца из города Виана-ду-Каштелу, связанные с католическим культом Святейшего сердца Иисуса. Они всегда асимметричны, загибаются в сторону, а избыточные «лепестки» вверху — обозначения вырывающихся языков пламени. Традиционные сувениры — из золота и серебра, художница же вернулась к истокам идеи, сделав сердце алым и сопроводив его звуковой инсталляцией.


Дэмиен Херст. Love Struck («Безумно влюбленный»). Фото: Paul Stolper Gallery
Дэмиен Херст. Love Struck («Безумно влюбленный»).
Фото: Paul Stolper Gallery

В 2015 году знаменитый эпатажный художник подготовил для выставки в лондонской галерее Paul Stolper в День святого Валентина, названной просто Love, целую серию произведений, эксплуатирующих символ сердца. Узнаваемые шелкографии с бабочками разных цветов внутри контура сердца были представлены именно на той выставке. Там же он показал YU 4 EVA в двух цветах — скульптуры в форме коробочек для противозачаточных таблеток с символами сердец. Единственный экспонат, который показывал сердце не как символ, а как орган, живое мясо, — банка с сердечной мышцей (из резины), пронзенной стрелой, конечно, отсылающая к знаменитым формалиновым объектам Херста.


Тим Нобл и Сью Уэбстер. Fuckingbeautiful (Ice Blue version). 2017. Фото: timnobleandsuewebster.com
Тим Нобл и Сью Уэбстер. Fuckingbeautiful (Ice Blue version). 2017.
Фото: timnobleandsuewebster.com

Британский дуэт, начинавший как помощники Гилберта и Джорджа, этот мотив разрабатывает давно. Их аналогичное неоновое красное сердце Fuckingbeautiful было создано еще в 2000 году, когда никто не знал, что это станет популярным хештегом (да и слова такого тогда еще не было). Другой вариант сердец в их творчестве называется Toxic Schizophrenia. Это массивные конструкции из лампочек, изображающие сердце, пронзенное кинжалом, в стиле татуировок «олд скул» от легендарного Моряка Джерри. В обоих случаях использован язык дешевых вывесок — потому что любовь в наши времена именно такова.


Бэнкси. Vote to Love («Голосуй за любовь»). 2018. Фото: Sotheby'
Бэнкси. Vote to Love («Голосуй за любовь»). 2018.
Фото: Sotheby'

Мотив красного воздушного шара в виде сердца проходит через творчество Бэнкси, так сказать, красной нитью уже скоро как 20 лет. Такой шарик держит девочка (в том числе на прогремевшем самоуничтожившемся аукционном лоте), им бросается спортсмен, его рисует фирменная крыса художника (к крысам он питает особую любовь из-за анаграммы слов rat — art). Одна из последних работ, где шарик-сердце соседствует с плакатом о референдуме по Brexit, на днях была продана на Sotheby’s — £1,2 млн. А самая последняя, граффити с девочкой, подстрелившей сердце из рогатки, появилась в Бристоле как раз ко Дню святого Валентина.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+