Павильон в Брайтоне вспомнил былую роскошь

№80, февраль 2020
№80
Материал из газеты

Королева Елизавета II предоставила в долгосрочное пользование причудливые сокровища, собранные Георгом IV. Благодаря этому дворцовые помещения обрели прежний антураж — хотя и временно

В Музыкальный зал Королевского павильона в Брайтоне вернулись знаменитые фарфоровые пагоды. Фото: Jim Holde
В Музыкальный зал Королевского павильона в Брайтоне вернулись знаменитые фарфоровые пагоды.
Фото: Jim Holde

Зимой 1847–1848 годов жители Брайтона могли стать свидетелями серии необычных ночных процессий, тянувшихся от расположенного в их городке дворца под названием Королевский павильон. По приказу королевы Виктории из него, комната за комнатой, вынесли мебель, канделябры, картины, камины, резные дверные косяки и даже кухонную плитку, отправив все это в Лондон на 145 повозках. Осенью 2019-го потомки тех брайтонцев могли стать свидетелями не менее неординарной процессии, двигавшейся в обратном направлении — на этот раз под усиленной охраной, с запретом на фото- и видеосъемку, с закрытием дворца на неделю. Так сокровища, собранные Георгом IV, дядей королевы Виктории, возвращались домой в качестве предоставленных в долговременное пользование экспонатов из Букингемского дворца.

Самый яркий из королей-коллекционеров, личности и собранию которого посвящены сейчас выставки в Королевской галерее в Лондоне и Национальном музее скачек в Ньюмаркете, Георг IV всегда руководствовался принципом «чем больше, тем лучше». Но возвращение необыкновенных предметов в комнаты дворца, для которых он покупал и заказывал их, превосходит все мыслимые пределы драматизма. С тех пор как большая часть этих вещей разошлась по частным покоям Букингемского дворца и Виндзорского замка, публика не видела их ни разу.

Сокровища, собранные Георгом IV, в Королевском павильоне в Брайтоне. Фото: Jim Holde
Сокровища, собранные Георгом IV, в Королевском павильоне в Брайтоне.
Фото: Jim Holde

Многие из предметов уже сами по себе были экстравагантными, но Георг всегда норовил что-нибудь добавить. Например, «Часы с цилинями» были изготовлены во Франции из китайской вазы XVII века, от которой отрезали дно, чтобы вставить на его место циферблат. Над циферблатом, опирающимся на двух синих львов XVIII века (которых часто ошибочно называют цилинями, химерическими существами из китайской мифологии), сидит японский Будда. Конструкцию обрамляет буйная растительность из позолоченной бронзы на основании, инкрустированном фарфоровыми вставками, вырезанными из старинной шкатулки. Эта композиция показалась королю скучноватой, и он добавил к ней еще одну основу из мрамора и бронзы, а также обвивающие фигуры ветви с подсолнухами. Результат балансирует на грани великолепного и курьезного. Дэвид Биверс, на протяжении последних 40 лет занимающий должность хранителя Королевского павильона, называет эти часы «опиумным видением южного побережья».

Биверс на удивление доброжелательно отзывается о королеве Виктории, хотя в 1850 году издание New Monthly Magazine возмущалось, что разрушения не были бы ужаснее, даже «если бы дворец отдали на разграбление толпе калифорнийских золотоискателей». Музейный хранитель подчеркивает, что королева спасла интерьеры павильона, когда ожидалось, что его снесут после продажи земельного участка. Избежать сноса удалось благодаря тому, что городской совет Брайтона принял смелое решение купить здание за £53 тыс.

Виктория лично вернула в павильон отдельные предметы, включая редкостные канделябры, которым не нашлось нового места. Кое-что вернули Георг V и Мария Текская, а в 1950-е и нынешняя королева. Однако решение одолжить более 120 объектов затмевает все прежние шаги. Причем в 2020 году сюда должны добавиться еще некоторые раритеты из того же Букингемского дворца.

Больше всего Биверсу нравятся самые безумные сокровища Георга. В их числе высокие фарфоровые пагоды в Музыкальном зале, которые король сделал еще выше, установив на специальные фарфоровые основания, и украсил сотнями позолоченных колокольчиков, дельфинов, собак и шпилями с драконами. «Наверное, это самый большой и качественный набор фарфоровых пагод в мире, — говорит хранитель. — Их возвращение в зал, для которого они были созданы, делает его одним из великолепнейших залов Европы».

Все эти предметы будут находиться в Королевском павильоне по меньшей мере два года, пока в восточном крыле Букингемского дворца ведутся реставрационные работы. 

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+