18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Павильон в Брайтоне вспомнил былую роскошь

№80
Материал из газеты

Королева Елизавета II предоставила в долгосрочное пользование причудливые сокровища, собранные Георгом IV. Благодаря этому дворцовые помещения обрели прежний антураж — хотя и временно

Зимой 1847–1848 годов жители Брайтона могли стать свидетелями серии необычных ночных процессий, тянувшихся от расположенного в их городке дворца под названием Королевский павильон. По приказу королевы Виктории из него, комната за комнатой, вынесли мебель, канделябры, картины, камины, резные дверные косяки и даже кухонную плитку, отправив все это в Лондон на 145 повозках. Осенью 2019-го потомки тех брайтонцев могли стать свидетелями не менее неординарной процессии, двигавшейся в обратном направлении — на этот раз под усиленной охраной, с запретом на фото- и видеосъемку, с закрытием дворца на неделю. Так сокровища, собранные Георгом IV, дядей королевы Виктории, возвращались домой в качестве предоставленных в долговременное пользование экспонатов из Букингемского дворца.

Самый яркий из королей-коллекционеров, личности и собранию которого посвящены сейчас выставки в Королевской галерее в Лондоне и Национальном музее скачек в Ньюмаркете, Георг IV всегда руководствовался принципом «чем больше, тем лучше». Но возвращение необыкновенных предметов в комнаты дворца, для которых он покупал и заказывал их, превосходит все мыслимые пределы драматизма. С тех пор как большая часть этих вещей разошлась по частным покоям Букингемского дворца и Виндзорского замка, публика не видела их ни разу.

Многие из предметов уже сами по себе были экстравагантными, но Георг всегда норовил что-нибудь добавить. Например, «Часы с цилинями» были изготовлены во Франции из китайской вазы XVII века, от которой отрезали дно, чтобы вставить на его место циферблат. Над циферблатом, опирающимся на двух синих львов XVIII века (которых часто ошибочно называют цилинями, химерическими существами из китайской мифологии), сидит японский Будда. Конструкцию обрамляет буйная растительность из позолоченной бронзы на основании, инкрустированном фарфоровыми вставками, вырезанными из старинной шкатулки. Эта композиция показалась королю скучноватой, и он добавил к ней еще одну основу из мрамора и бронзы, а также обвивающие фигуры ветви с подсолнухами. Результат балансирует на грани великолепного и курьезного. Дэвид Биверс, на протяжении последних 40 лет занимающий должность хранителя Королевского павильона, называет эти часы «опиумным видением южного побережья».

Биверс на удивление доброжелательно отзывается о королеве Виктории, хотя в 1850 году издание New Monthly Magazine возмущалось, что разрушения не были бы ужаснее, даже «если бы дворец отдали на разграбление толпе калифорнийских золотоискателей». Музейный хранитель подчеркивает, что королева спасла интерьеры павильона, когда ожидалось, что его снесут после продажи земельного участка. Избежать сноса удалось благодаря тому, что городской совет Брайтона принял смелое решение купить здание за £53 тыс.

Виктория лично вернула в павильон отдельные предметы, включая редкостные канделябры, которым не нашлось нового места. Кое-что вернули Георг V и Мария Текская, а в 1950-е и нынешняя королева. Однако решение одолжить более 120 объектов затмевает все прежние шаги. Причем в 2020 году сюда должны добавиться еще некоторые раритеты из того же Букингемского дворца.

Больше всего Биверсу нравятся самые безумные сокровища Георга. В их числе высокие фарфоровые пагоды в Музыкальном зале, которые король сделал еще выше, установив на специальные фарфоровые основания, и украсил сотнями позолоченных колокольчиков, дельфинов, собак и шпилями с драконами. «Наверное, это самый большой и качественный набор фарфоровых пагод в мире, — говорит хранитель. — Их возвращение в зал, для которого они были созданы, делает его одним из великолепнейших залов Европы».

Все эти предметы будут находиться в Королевском павильоне по меньшей мере два года, пока в восточном крыле Букингемского дворца ведутся реставрационные работы. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+