Как ван Гога стоимостью €15 млн купили на деревенском аукционе за £4

Теперь пейзаж с крестьянским домом отправляется в Маастрихт, чтобы стать одним из главных экспонатов ярмарки TEFAF

Джеймс Раунделл и Эмма Уорд из галереи Simon Dickinson рядом с «Крестьянкой у деревенского дома» ван Гога. Фото: © Martin Bailey
Джеймс Раунделл и Эмма Уорд из галереи Simon Dickinson рядом с «Крестьянкой у деревенского дома» ван Гога.
Фото: © Martin Bailey

Кто не хотел бы обнаружить неизвестного ранее ван Гога? Сегодня это всего лишь мечты, а вот в 1960-е такой случай произошел с одним итальянцем, купившим картину за £45 в лавке лондонского старьевщика.

Я проследил историю появления полотна в Лондоне: оно приехало сюда из деревни в Стаффордшире. Там его продал аукционист, специализирующийся на коровах и овцах и время от времени принимающий на продажу подержанный сельскохозяйственный инвентарь. Пейзаж Винсента ван Гога ушел с молотка за £4.

Авторство «Крестьянки у деревенского дома» установили в Музее ван Гога в Амстердаме и там же датировали июлем 1885 года, когда художник с родителями жил в маленьком городке Нюнен в Брабанте. Сейчас картина находится в собственности американского коллекционера, который собирается продать ее через лондонскую галерею Simon Dickinson на ярмарке TEFAF в Маастрихте (7–15 марта). Хотя информация о цене на стенде галереи пока не разглашается, ожидается, что она составит €12–15 млн.

Джеймс Раунделл, директор Simon Dickinson по импрессионизму и модернизму, говорит, что нюненский пейзаж — «одна из лучших и самых крупных вещей, созданных ван Гогом в нидерландский период; она предвосхищает технику, в которой художник позднее работал в Провансе и Овере». Кроме того, картина имеет удивительную историю.

В сентябре 1968 года итальянец Луиджи Гроссо, работавший на ВВС, заметил картину в странном месте в районе Белсайз-Парк на севере Лондона, которое, по его описанию, представляло собой нечто среднее между лавкой старьевщика и антикварным магазином. Хотя в нижнем левом углу полотна даже была подпись «Винсент», продавец был уверен, что это фамилия автора картины. Но Гроссо, лучше разбиравшийся в искусстве, заподозрил, что это может быть подлинник ван Гога. Он заплатил за картину £45.

Винсент ван Гог. «Крестьянка у деревенского дома». 1885. © Simon C. Dickinson Ltd, Londo
Винсент ван Гог. «Крестьянка у деревенского дома». 1885. © Simon C. Dickinson Ltd, Londo

Незадолго до этого Гроссо побывал на ретроспективе художника в Hayward Gallery. Он связался с ее куратором Аланом Боунессом, который в то время преподавал в Институте Курто (а позднее занял должность директора Галереи Тейт). Боунесс отнесся к догадкам Гроссо скептически, но все-таки направил картину на рентген. Под пейзажем обнаружилась другая композиция, изображающая мужчину с плугом и быками и связанная с известной картиной ван Гога, написанной в августе 1884 года. В тот период художник часто использовал один и тот же холст по несколько раз из соображений экономии.

После этого Боунесс отправил картину на экспертизу к нидерландским специалистам, которые подтвердили авторство ван Гога. В марте 1969 года ее ненадолго выставили в лондонской галерее Agnew на экспозиции, организованной журналом The Burlington Magazine, в майском номере которого вышла статья Боунесса об этом пейзаже.

Много лет спустя я начал изучать историю картины и проследил ее путь до Белсайз-Парка. Ее продали через аукциониста Bagshaws, основную клиентуру которого составляют фермеры из Аттоксетера в графстве Стаффордшир. В аукционном доме мне рассказали, что торги состоялись в 1967 году на ферме Биллингтон неподалеку от Стаффорда. Это позволило установить личность продавца, которым оказался Чарльз Холм (1903–1999).

Связавшись с детьми Холма, я узнал, что первым владельцем картины был его отец Джон Холм (1871–1952), живший в Биллингтоне и занимавшийся поставками зерна и соломы местным клиентам. Его внуки рассказали, что в 1929 году Джон принял картину в счет уплаты долга за какую-то поставку. Джон Холм повесил пейзаж в детской, но через некоторое время картина надоела, и ее сослали на чердак. На каком-то этапе имя автора забылось. В 1968 году, когда сын Джона Чарльз вышел на пенсию, Bagshaws провел на ферме Биллингтон торги. Именно на них был продан пейзаж с деревенским домом, а спустя несколько месяцев неизвестные пути привели его в лавку в Белсайз-Парке.

Каким же образом полотно ван Гога очутилось в Стаффордшире? В письмах художника есть несколько моментов, по-видимому связанных с этой картиной. В июле 1885 года Винсент писал своему брату Тео, что хочет «сделать еще несколько домов посреди пустоши» и что у него уже готово четыре «больших» дома. Месяцем позже художник рассказал, что Вильгельм Лерс, владелец магазина художественных красок в Гааге, предложил ему выставить пару картин.

Дэвид Норсуорти, гендиректор The Burlington Magazine, везет картину ван Гога в лондонскую галерею Agnew. Март 1969 г. Фото: © Keystone Pictures USA, courtesy of Simon Dickinson, Londo
Дэвид Норсуорти, гендиректор The Burlington Magazine, везет картину ван Гога в лондонскую галерею Agnew. Март 1969 г.
Фото: © Keystone Pictures USA, courtesy of Simon Dickinson, Londo

Стаффордширское полотно подписано, что нехарактерно для ван Гога, который ставил свою подпись, только когда на то были особые причины. Если картину собирались выставить в витрине магазина, у художника, безусловно, были все основания сделать так, чтобы его имя было хорошо видно. Картина из Стаффордшира — самая большая (1,1 м в ширину) и, возможно, самая удачная из 12 деревенских сцен, написанных летом 1885 года. Опираясь на совокупность фактов, Луи ван Тилборг, старший научный сотрудник Музея ван Гога, заключил, что «Крестьянка у деревенского дома» была одной из двух картин, предназначавшихся для витрин Лерса.

Если кто-то действительно купил у Лерса этот пейзаж, то именно он стал первой работой, которую удалось продать ван Гогу. Не исключено даже, что ее приобрел какой-то английский коллекционер. Винсент писал, что Лерс «хочет, чтобы я отправил их [картины] как можно скорее, потому что сейчас в Гааге много иностранцев».

Если некий британский покупатель действительно приобрел в Гааге «Крестьянку», это значит также, что она стала первой работой ван Гога, прибывшей в Великобританию, где имя художника еще не было известно. Но если к Лерсу отправили не ее или если ему не удалось ее продать, то пейзаж должен был прибыть в Англию к 1920-м уже другим путем. Однако и тогда британских покупателей ван Гога было очень мало, поскольку он еще не успел прославиться в Соединенном Королевстве.

В 1970 году Гроссо выставил свою находку из Белсайз-Парка на нью-йоркские торги в аукционном доме Parke-Bernet, принадлежавшем Sotheby’s. На них картину купил голливудский продюсер Джозеф Левин, отдавший за нее $110 тыс.

В 1983 году Левин продал полотно, на этот раз в нью-йоркском Sotheby’s оно ушло с молотка за $390 тыс. Владельцем стал Роберто Поло, американский коллекционер кубинского происхождения, десятилетием позже экстрадированный в Швейцарию за незаконное присвоение $100 млн своих инвесторов.

Поло довольно быстро расстался с ван Гогом, продав его на лондонских торгах Sotheby’s в 1985 году, где полотно ушло за £264 тыс. Картину купил коллекционер из Монреаля, у которого она оставалась вплоть до 2001 года, когда нынешний американский владелец, имя которого не называется, заплатил за нее $1,7 млн на Sotheby’s в Нью-Йорке. С момента обнаружения в 1960-х полотно поучаствовало в большой выставке лишь однажды — в 2010 году в лондонской Королевской академии художеств.

Кто станет новым владельцем картины? Было бы замечательно, если бы она осталась в Британии — и быть может, даже вошла бы в собрание Национальной галереи в Лондоне (в котором нет ни одного голландского пейзажа ван Гога). Хотя найти средства, необходимые для приобретения полотна, будет непросто.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+