Шотландская крепость

№80, февраль 2020
№80
Материал из газеты

История успеха знаменитой винокурни из Алнесса, которая начиналась как хобби, а стала одним из крупнейших мировых брендов с красивой легендой и аукционными рекордами

Мастер дистиллерии Ричард Патерсон. Фото: Scott Rankin Photography
Мастер дистиллерии Ричард Патерсон.
Фото: Scott Rankin Photography

Не секрет, что виски считается одним из главных символов Шотландии наряду с волынками, килтами, клетчатым тартаном и печеньем «шортбред». Идеальные условия для содержания винокурен — от небольших семейных предприятий до крупнейших мировых брендов — сделали эту часть Британии главным центром производства одного из лучших виски на планете. Почти у каждой дистиллерии здесь долгая и красивая история, но особенно выделяется винокурня, созданная в 1839 году Александром Мэтисоном в местечке Алнесс на берегу реки Кромати-Ферт. Правда, открывая небольшое семейное производство исключительно для собственного удовольствия и личных нужд, Мэтисон вряд ли мог представить себе, что полтора века спустя его винокурня станет одной из самых известных в мире. Ему повезло с расположением — условия для производства здесь, можно сказать, безупречны: в одном месте и торфяной грунт, который как нельзя лучше подходит для солода, и природный источник с мягкой водой. Над именем своего односолодового детища Мэтисон размышлял, очевидно, недолго. Возможно, оглянувшись на просторы Шотландского высокогорья, он подумал: коль кругом одни почти бескрайние поля, так и назовем. Имя винокурни происходит от словосочетания dail mòr, что в переводе с одного из наречий гэльского означает просто «большой луг».

Винокурня семейства Маккензи
Винокурня семейства Маккензи

Но семейству Мэтисонов не хватало времени на то, чтобы поддерживать свое трудозатратное хобби (никак иначе это назвать было нельзя, поскольку продажей виски они заниматься не планировали), и в 1867 году наследники основателя продали винокурню представителям одного из древнейших кланов Шотландии, трем братьям Маккензи — Александру, Эндрю и Чарльзу. Благодаря их усилиям производство увеличилось в несколько раз, а каждую бутылку отборного виски стало украшать серебряное рельефное изображение головы оленя с раскидистыми рогами с герба клана Маккензи, которое в итоге превратилось в логотип винокурни. К слову, на самом гербе олень появился еще в 1263 году. По легенде, Колин Кинтейл, глава клана, спас короля Шотландии Александра III от неминуемой гибели на охоте, когда на него напал разъяренный раненый олень. В знак благодарности за сохраненную жизнь король даровал клану право использовать образ гордого животного с рогами с 12 ответвлениями на фамильном гербе.

Братья Маккензи сделали все, чтобы добиться мирового успеха. Они устанавливали дополнительные перегонные кубы, нанимали лучших специалистов, следили за соблюдением рецептуры, продвигали бренд за пределы Шотландии, наращивая объемы производства. Именно их виски стал первым шотландским дистиллятом, проданным на экспорт. Коррективы в их работу внесла Первая мировая война: в 1917 году помещение винокурни заняло одно из подразделений британского флота, которое покинуло Алнесс только в 1920 году, к тому же здание было частично разрушено во время бомбардировки. Полностью восстановить производство удалось лишь к 1947 году. Через несколько лет на винокурне изменили способ обработки ячменя, а в 1956-м и вовсе отказались от собственного производства солода, начав закупать его у крупнейшего поставщика в Шотландии.

Семья Маккензи
Семья Маккензи

До 2002 года для выдержки спиртов на винокурне Маккензи использовались только бочки из-под хереса. Когда мастер дистиллерии Ричард Патерсон изменил рецептуру, для выдержки начали использовать и бочки из-под бурбона. Так, для получения 12-летнего виски первые 9 лет напиток проводит в американских бочках из белого дуба, в котором выдерживался бурбон, остаток же времени половина объема проходит выдержку в бочке из-под бурбона, а вторая половина — в 30-летней бочке из- под хереса «олоросо». Такой подход создает сложный богатый аромат и мягкий вкус.

Ричард Патерсон — мастер дистиллерии уже более 50 лет. Ему поразительным образом удается сочетать ценности и философию компании с постоянным новаторством. Его страстью и стремлением к постоянному совершенствованию восхищается, без преувеличения, весь мир. Патерсон прекрасно разбирается и в такой узкой теме, как редкие бочки. Это позволило ему создать золотой стандарт шотландского виски. При этом под его эгидой знаменитая компания и сегодня радует своих поклонников новыми и необычными образцами благородного односолодового напитка.

Мастер дистиллерии Ричард Патерсон. Фото: David Parry Photography.jpg
Мастер дистиллерии Ричард Патерсон.
Фото: David Parry Photography.jpg

У всех релизов винокурни прекрасные дегустационные характеристики: насыщенный янтарный или медный цвет, в аромате чувствуются цитрус, шоколад и специи, во вкусе ярко выраженные тона цитрусовых дополнены нотами хереса «олоросо» и ванили, а послевкусие проявляется нотами обжаренного кофе и шоколада. Любой виски дистиллерии из Алнесса прекрасен как в чистом виде и с сигарами, так и для подачи на стол, особенно хорошо он сочетается с «беф бургиньон», десертами на основе фламбированной вишни или цитрусов.

Один из сортов бренда входит в тройку самых дорогих виски в мире. Лимитированная серия, созданная как оммаж Ричарду Патерсону, была разлита в 12 хрустальных бутылок ручной работы, каждая упакована в ящик из красного дерева с инкрустацией. Первая бутылка была продана за $32 тыс., а вот последнюю на аукционе Christe’s один китайский коллекционер купил за рекордные $250 тыс. Общая сумма продаж всей коллекции составила $1,3 млн. Для сравнения: за эту же цену ушла скандальная работа знаменитого уличного художника Бэнкси «Девочка с воздушным шаром», самоуничтожившаяся в момент продажина аукционе Sotheby’s в Лондоне

Новости партнеров

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+