18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Торжество империи

№80
Материал из газеты

Тиары Романовых в новом воплощении Московского ювелирного завода

Компания «Московский ювелирный завод» может похвастать долгой — уже 100 лет — и богатой историей. В 1920 году ювелир Фирсов и мастера-сканщики Ефремов и Воронин основали в Москве артель, которая три года спустя, в период нэпа, превратилась в трест под названием «Московское ювелирное товарищество» (МЮТ). Он контролировал производство украшений и скупку драгоценных камней, часов, серебра и золота по всей стране. Впоследствии МЮТ перепрофилировался сначала в артель «Московский ювелир», где работали мастера старой, еще дореволюционной школы, а затем в крупную советскую фабрику. С 1960 года она называется «Московский ювелирный завод» (МЮЗ).

Дизайном украшений МЮЗа в середине прошлого века занималась художница Мария Тоне, которая вдохновлялась традициями великоустюжского черненого серебра и красносельской скани. В броши, кольца и серьги из серебра оправлялись уральские поделочные камни, чешские гранаты и индийская натуральная бирюза.

На заводе работал и знаменитый советский гравер Владимир Лукин, которому доверяли украшать ордена и наградное оружие. В середине 1980-х мюзовцы выпустили особый заказ — более 9 млн орденов Отечественной войны для ветеранов.

В 1990 году завод стал частью международного холдинга, занимающегося добычей и огранкой алмазов. С 2009 года в магазинах МЮЗа можно купить сертифицированные бриллианты с возможностью обратного выкупа. Сейчас в более чем 300 магазинах сети продается около 100 тыс. украшений из золота с бриллиантами (из отечественных месторождений), жемчугом, изумрудами, сапфирами, рубинами и другими драгоценными камнями.

Одна из самых впечатляющих коллекций, созданных дизайнерами и мастерами МЮЗа в наши дни, — серия вечерних украшений «Драгоценное наследие». Ювелирные ансамбли, в которые вошли серьги, кольца и броши, навеяны уникальными драгоценностями, в конце XIX — начале ХХ века принадлежавшими российским императрицам — матери Николая II Марии Федоровне и его супруге Александре Федоровне. Большая часть этих изысканных украшений безвозвратно утрачена, но мастера МЮЗа создали новые ансамбли по мотивам сохранившихся в архивах фотографий исторических тиар и колье.

Серия «Империя» вдохновлена украшениями последней российской императрицы Александры Федоровны и выдержана в эклектичном стиле, популярном в начале XX столетия. Серьги и корсажная брошь из белого золота декорированы драгоценными камнями высочайшего качества — сапфирами и танзанитами каплевидной огранки.

Серия «Белые ночи» создана по мотивам знаменитой диадемы императрицы Марии Федоровны с волнообразным узором и каплевидными жемчужинами. Ювелиры МЮЗа несколько изменили общий рисунок орнамента, превратив волны в стилизованные перекрещивающиеся ленты. В этом ансамбле представлены серьги и корсажная брошь из белого золота с бриллиантами и жемчугом.

Источником вдохновения для создания серии «Торжество» стала диадема начала XIX века, сделанная для жены императора Павла I Марии Федоровны в мастерской братьев Дюваль. Как и оригинальную диадему, предметы линии «Торжество» украшают лейкосапфиры — бесцветные сапфиры, похожие на бриллианты. В ансамбль входят серьги и кольцо с кунцитами — бледно-розовыми камнями. Кунциты изысканно гармонируют и с бриллиантами, и с лейкосапфирами. Блеск драгоценных камней мягко отражает матовое сияние жемчуга. Оправы украшений «Торжество» скомбинированы из белого и розового золота, цвет которого подчеркивает характерный оттенок кунцитов.

Новости партнеров

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+