Sotheby’s на распутье

№80, февраль 2020
№80
Материал из газеты

Смогут ли новый хозяин, а теперь еще и новый исполнительный директор обеспечить рост аукционного дома при ограниченном бюджете

Бывший CEO Sotheby’s Тэд Смит. Фото: Christopher Goodney/Bloomberg via Getty Image
Бывший CEO Sotheby’s Тэд Смит.
Фото: Christopher Goodney/Bloomberg via Getty Image

В кулуарах аукционных залов и галерей продолжаются разговоры о радикальном сокращении бюджета Sotheby’s, которое якобы собирается предпринять новый собственник фирмы Патрик Драи. По сообщениям Bloomberg, планируется сэкономить на Sotheby’s около $66 млн, однако некоторые источники сообщают, что эта цифра может достигать $100 млн. 

Тэда Смита, занимавшего пост главного исполнительного директора с 2015 года, уже сменил один из людей Драи — Чарльз Стюарт, бывший сопрезидент и финансовый директор принадлежащего бизнесмену поставщика кабельного телевидения Altice USA. Смит не проработал в этой должности и пяти лет (за которые стоимость акций Sotheby’s почти не выросла), но получил выходное пособие размером $28,2 млн ($16,9 млн из которых составили акции Sotheby’s). Эта неслыханная щедрость наделала много шума: в 2014 году предшественник Смита Билл Рупрехт получил всего $4 млн после почти 15 лет работы на руководящих должностях в Sotheby’s.

Ожидается, что влиятельной фигурой станет назначенный на пост финансового директора Жан-Люк Берреби, который раньше был старшим исполнительным директором семейного офиса Драи.

Новый владелец Sotheby’s Патрик Драи. Фото: Christophe Morin/IP3/Getty Image
Новый владелец Sotheby’s Патрик Драи.
Фото: Christophe Morin/IP3/Getty Image

Период руководства Смита в Sotheby’s был отмечен рядом корпоративных приобретений, первым и самым дорогим из которых стала специализирующаяся на искусстве консультационная фирма Art Agency, Partners (AAP) — ее купили в 2016 году за $85 млн. За ней последовали индекс Мея — Мозеса, центр экспертизы Orion Analytical и онлайн-продавец интерьеров Viyet.com, который переименовали в Sotheby’s Home. Споры о целесообразности этих трат внутри компании не утихают, тем не менее один из сотрудников Sotheby’s (имя которого мы не можем назвать) говорит: «Правда заключается в том, что если пять лет назад у нас не было мобильного приложения, онлайн-торгов, онлайн-платформы для консигнаций, мы сильно отставали в области современного искусства, а от частных продаж было одно название, то сегодня картина совсем иная». И добавляет: «Работать под руководством Тэда было очень интересно и вдохновляюще — было настоящее ощущение, что ты часть прогрессивной компании, и цифровое направление играло в этом важнейшую роль».

В прощальном электронном письме, которое видели журналисты The Art Newspaper, Смит благодарит коллег из аукционного дома «за важнейшие уроки, которые мы извлекли из случаев, когда все складывалось не так, как мы рассчитывали и надеялись». Он пишет, что с «безграничным энтузиазмом смотрит на путь Sotheby’s, который только начинается под руководством нашего энергичного, очаровательного, замечательного и очень эффективного нового владельца».

Для покупки компании Драи взял ссуду в $1 млрд, поэтому меры по сокращению расходов и реструктуризации могли бы помочь в короткие сроки выплатить часть долга. Безусловно, для снижения долговой нагрузки ему необходима благоприятная экономическая ситуация. Органический рост бизнеса такого возраста на маленьком и непредсказуемом рынке невозможен. Для роста нужны точно просчитанные приобретения, распространение бренда в разных направлениях, одним из которых явно должны быть элитные товары — в октябре 2019 года Sotheby’s уже запустил собственную марку вина. Драи богат, но далеко не так, как владелец Christie’s Франсуа Пино, и очевидно, что он намерен вести этот бизнес для прибыли, а не только ради престижа.

«Учитывая размер долга Драи, остается только надеяться, что у него есть финансовые возможности дать компании оздоровиться, медленно инвестировать в таланты и помочь сотрудникам снова поверить в себя», — считает один из бывших работников Sotheby’s.

Новый главный исполнительный директор аукционного дома Чарльз Стюарт. Фото: Sotheby’
Новый главный исполнительный директор аукционного дома Чарльз Стюарт.
Фото: Sotheby’

В каком именно направлении Драи будет развивать Sotheby’s, пока можно лишь строить догадки. Судя по всему, его консультанты работают со всеми аспектами бизнеса. В июне Тьерри Эрманн, основатель аналитической компании Artprice, заявил, что приобретение Sotheby’s Патриком Драи за $3,7 млрд подтвердило «вступление арт-рынка в цифровую эру XXI века». 

Новый исполнительный директор Sotheby’s Чарльз Стюарт уже объявил о серьезной реструктуризации бизнеса. Аукционный дом будет разделен на два глобальных подразделения: «Изобразительное искусство» и «Роскошь и предметы искусства». 

Первым будет руководить Эми Каппеллаццо, председатель действующего отдела изобразительного искусства Sotheby’s. Новое подразделение роскоши и предметов искусства Sotheby’s Стюарт в электронном письме сотрудникам аукционного дома охарактировал как «столь же важное». Такие категории, как часы, вино, ювелирные изделия, дизайн ХХ века, азиатское искусство, книги и декоративное искусство, были определены им как «ключевые области роста». 

По словам Стюарта, роскошь дает Sotheby’s серьезные возможности «для дальнейшего развития новых каналов продаж, включая рынки, электронную коммерцию и даже розничную торговлю, что позволяет идти по пути будущего роста». В то время как аукционные продажи предметов изобразительного и декоративного искусства, а также антиквариата сокращаются, спрос на предметы роскоши, такие как часы, сумки и ювелирные изделия, растет. Пикассо за $100 млн может стать ярким заголовком, но настоящую прибыль аукционный дом получает в других сегментах.  

Самое читаемое:
1
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+