18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Sotheby’s на распутье

№80
Материал из газеты

Смогут ли новый хозяин, а теперь еще и новый исполнительный директор обеспечить рост аукционного дома при ограниченном бюджете

В кулуарах аукционных залов и галерей продолжаются разговоры о радикальном сокращении бюджета Sotheby’s, которое якобы собирается предпринять новый собственник фирмы Патрик Драи. По сообщениям Bloomberg, планируется сэкономить на Sotheby’s около $66 млн, однако некоторые источники сообщают, что эта цифра может достигать $100 млн. 

Тэда Смита, занимавшего пост главного исполнительного директора с 2015 года, уже сменил один из людей Драи — Чарльз Стюарт, бывший сопрезидент и финансовый директор принадлежащего бизнесмену поставщика кабельного телевидения Altice USA. Смит не проработал в этой должности и пяти лет (за которые стоимость акций Sotheby’s почти не выросла), но получил выходное пособие размером $28,2 млн ($16,9 млн из которых составили акции Sotheby’s). Эта неслыханная щедрость наделала много шума: в 2014 году предшественник Смита Билл Рупрехт получил всего $4 млн после почти 15 лет работы на руководящих должностях в Sotheby’s.

Ожидается, что влиятельной фигурой станет назначенный на пост финансового директора Жан-Люк Берреби, который раньше был старшим исполнительным директором семейного офиса Драи.

Период руководства Смита в Sotheby’s был отмечен рядом корпоративных приобретений, первым и самым дорогим из которых стала специализирующаяся на искусстве консультационная фирма Art Agency, Partners (AAP) — ее купили в 2016 году за $85 млн. За ней последовали индекс Мея — Мозеса, центр экспертизы Orion Analytical и онлайн-продавец интерьеров Viyet.com, который переименовали в Sotheby’s Home. Споры о целесообразности этих трат внутри компании не утихают, тем не менее один из сотрудников Sotheby’s (имя которого мы не можем назвать) говорит: «Правда заключается в том, что если пять лет назад у нас не было мобильного приложения, онлайн-торгов, онлайн-платформы для консигнаций, мы сильно отставали в области современного искусства, а от частных продаж было одно название, то сегодня картина совсем иная». И добавляет: «Работать под руководством Тэда было очень интересно и вдохновляюще — было настоящее ощущение, что ты часть прогрессивной компании, и цифровое направление играло в этом важнейшую роль».

В прощальном электронном письме, которое видели журналисты The Art Newspaper, Смит благодарит коллег из аукционного дома «за важнейшие уроки, которые мы извлекли из случаев, когда все складывалось не так, как мы рассчитывали и надеялись». Он пишет, что с «безграничным энтузиазмом смотрит на путь Sotheby’s, который только начинается под руководством нашего энергичного, очаровательного, замечательного и очень эффективного нового владельца».

Для покупки компании Драи взял ссуду в $1 млрд, поэтому меры по сокращению расходов и реструктуризации могли бы помочь в короткие сроки выплатить часть долга. Безусловно, для снижения долговой нагрузки ему необходима благоприятная экономическая ситуация. Органический рост бизнеса такого возраста на маленьком и непредсказуемом рынке невозможен. Для роста нужны точно просчитанные приобретения, распространение бренда в разных направлениях, одним из которых явно должны быть элитные товары — в октябре 2019 года Sotheby’s уже запустил собственную марку вина. Драи богат, но далеко не так, как владелец Christie’s Франсуа Пино, и очевидно, что он намерен вести этот бизнес для прибыли, а не только ради престижа.

«Учитывая размер долга Драи, остается только надеяться, что у него есть финансовые возможности дать компании оздоровиться, медленно инвестировать в таланты и помочь сотрудникам снова поверить в себя», — считает один из бывших работников Sotheby’s.

В каком именно направлении Драи будет развивать Sotheby’s, пока можно лишь строить догадки. Судя по всему, его консультанты работают со всеми аспектами бизнеса. В июне Тьерри Эрманн, основатель аналитической компании Artprice, заявил, что приобретение Sotheby’s Патриком Драи за $3,7 млрд подтвердило «вступление арт-рынка в цифровую эру XXI века». 

Новый исполнительный директор Sotheby’s Чарльз Стюарт уже объявил о серьезной реструктуризации бизнеса. Аукционный дом будет разделен на два глобальных подразделения: «Изобразительное искусство» и «Роскошь и предметы искусства». 

Первым будет руководить Эми Каппеллаццо, председатель действующего отдела изобразительного искусства Sotheby’s. Новое подразделение роскоши и предметов искусства Sotheby’s Стюарт в электронном письме сотрудникам аукционного дома охарактировал как «столь же важное». Такие категории, как часы, вино, ювелирные изделия, дизайн ХХ века, азиатское искусство, книги и декоративное искусство, были определены им как «ключевые области роста». 

По словам Стюарта, роскошь дает Sotheby’s серьезные возможности «для дальнейшего развития новых каналов продаж, включая рынки, электронную коммерцию и даже розничную торговлю, что позволяет идти по пути будущего роста». В то время как аукционные продажи предметов изобразительного и декоративного искусства, а также антиквариата сокращаются, спрос на предметы роскоши, такие как часы, сумки и ювелирные изделия, растет. Пикассо за $100 млн может стать ярким заголовком, но настоящую прибыль аукционный дом получает в других сегментах.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+