Умерла Наталья Тамручи

Неожиданный уход Натальи Тамручи 25 января на 66-м году жизни стал потрясением для друзей и всех, кто знал ее как активного, увлеченного, успешного, всегда полного новых идей человека

Наталья Тамручи. Фото: Проект «Платформа»
Наталья Тамручи.
Фото: Проект «Платформа»

Наталья Тамручи была выпускницей отделения истории искусств исторического факультета МГУ. В доперестроечное время она успела поработать в Третьяковской галерее и издательстве «Советский художник», где писала сама (в 1982-м в «Советском искусствознании» вышла ее статья «Мифологизм в творчестве М.А.Врубеля (авторские мифы)») и редактировала искусствоведческие сборники. Тексты Михаила Алленова, Александра Якимовича, Валерия Турчина, Леонида Бажанова, Екатерины Деготь и других известных искусствоведов выходили под ее редакцией.

Издательско-исследовательская деятельность шла параллельно с кураторской: Наталья принимала участие в организации легендарной 17-й Московской молодежной выставки на Кузнецком Мосту (1986), была в первой команде отдела новейших течений музея-заповедника «Царицыно», формировала его коллекцию, работала как куратор над такими важными выставками, как In de USSR en Erbuiten в Амстердаме (1990), SovietContemporary Art from Thaw to Perestroika  в Токио (1991), V izbach в Братиславе (1991–1992), «Соц-арт» в Музее Ленина в Москве (1993).

В середине 1990-х она круто изменила жизнь и занялась архитектурно-строительным бизнесом, достигнув и на этом поприще успеха. Она контролировала весь процесс: от фундамента до разработки светильников. И хотя она сама называла свой бизнес-опыт авантюрой, случайности в данном случае были неслучайны. «Нам очень хорошо и подробно читали в университете курс истории искусства, — рассказывала Наталья в одном интервью, — я, наверно, была латентным архитектором — запоминала все архитектурные планы. Мне было дико интересно. Но потом я достигла потолка… соскучилась по книжкам, которые читать архитекторам некогда… Я... следовала за тем, что мне подбрасывала судьба. Она мне подбросила помещение на Арбате».

Убитый подвал в Трубниковском переулке, 22, Наталья превратила в «Открытую галерею», проработавшую с 2009 по 2016 год. «Она принципиально, за редким исключением, не делала персональных выставок и отдавала предпочтение кураторским проектам, — рассказывает руководитель отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова. — Не гналась за конъюнктурой, темы выбирала не модные, а такие, которые занимали ее лично. И художников выбирала и смешивала по-своему, соединяя таких лидеров московского концептуализма, как, например, Андрей Монастырский или Елена Елагина и Игорь Макаревич и группу „МишМаш“ (Миша Лейкин и Маша Сумнина), Аню Желудь, Андрея Кузькина, Ивана Лунгина. Каждый раз она страстно увлекалась и с головой погружалась в тему. Если ей нравился художник, она становилась его убежденным адептом, влюблялась в его искусство».

В 2017 году Наталья стала лауреатом госпремии в области современного искусства «Инновация». Высокой наградой отметили книгу «Право на жизнь» — биографию и архив перформансов Андрея Кузькина.

К этому моменту Наталья в очередной раз поменяла жизнь: поселилась в старинном семейном доме в Софрине, который перестроила под себя, для родных, друзей, собак и кошек, и принялась писать книгу. У нее был амбициозный план переосмыслить историю русского искусства XX века — показать ее через призму экономики и политики. Она занимала друзей рассказами о первой Государственной думе, возила в Ногинск на экскурсию по местам промышленника Арсения Морозова. «Ее волновал вопрос, почему в начале XX века стоявшие у руля умные, предприимчивые, рефлексирующие и властные люди потерпели поражение, допустили революцию», — рассказывает Ирина Горлова. Следующим проектом в ее жизни должно было стать издание книг для детей, первый опыт они осуществили с Машей Сумниной.

Первая глава «эпохальной» книги Тамручи не была завершена, но остались страницы, достойные публикации. И важно отыскать в архиве и издать наконец на русском языке труды Натальи Тамручи, вышедшие в середине 1990-х в издательстве Craftsman House: Moscow Сonceptualism 1970–1990 и An Experience of Madness. Аlternative Russian Art in the Late 1960s —1990s. Она была из тех исследователей, кто знал историю московского искусства последних 50 лет на ощупь, в деталях и лицах. И ее вклад в российское искусствознание нам еще предстоит в полной мере оценить.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
6
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+