На что скупой Георг IV не жалел денег

№79, декабрь-январь 2019
№79
Материал из газеты

Экспозиция в Королевской галерее «Георг IV. Искусство и зрелищность» — очередная в ряду выставок, посвященных коллекциям английских монархов

Томас Роулендсон. «Кто убьет первым за корону?». 1790. Фото: Royal Collection Trust / Her Majesty Queen Elizabeth II 2019
Томас Роулендсон. «Кто убьет первым за корону?». 1790.
Фото: Royal Collection Trust / Her Majesty Queen Elizabeth II 2019

Английский король Георг IV (1762–1830) не любил отдавать долги и жил не по средствам. Тратил огромные суммы на художников, архитекторов, серебряных дел мастеров и оружейников. Еще в бытность принцем Уэльским он наделал долгов примерно на £400 тыс. (приблизительно £31 млн в сегодняшних реалиях), обновляя интерьеры Карлтон-Хауса в Лондоне и заполняя его картинами голландских и фламандских мастеров XVII века, в числе которых был и шедевр Рембрандта «Портрет кораблестроителя Яна Рейксена с женой Греттой Янс» (1633). Кроме того, Георг очень любил французское декоративно-прикладное искусство, в особенности мебель Андре Шарля Буля и севрский фарфор. 

«Георг IV. Искусство и зрелищность» в Королевской галерее — очередная в ряду выставок, посвященных коллекциям английских монархов. «Георг IV — необычный коллекционер, он приобретал высококачественные произведения буквально из всех областей: живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, книг, драгоценностей, знаков отличия, — объясняет куратор Кэтрин Джонс. — В том, что касается собрания живописи, его можно сравнить с Карлом I, но в остальных сферах он на голову выше других королей-коллекционеров». 

Ян Стен. «Женщина за туалетом». 1663. Фото: Royal Collection Trust / Her Majesty Queen Elizabeth II 2019
Ян Стен. «Женщина за туалетом». 1663.
Фото: Royal Collection Trust / Her Majesty Queen Elizabeth II 2019

В 1810 году монарх объявил американскому художнику Бенджамину Весту, что намеревается собирать английское искусство, чем и занялся. Приобрел работы Томаса Гейнсборо, Джошуа Рейнолдса, Джорджа Стаббса, Дэвида Уилки. А в лице Томаса Лоуренса нашел живописца, картины которого лучше всего подходили к его изысканным интерьерам. «Он придавал огромное значение завершенности произведений, которые покупал. У него был отличный вкус — иногда он обменивал несколько менее выдающихся работ на одно произведение высокого качества», — замечает куратор. 

Кстати, за скупость и распутство короля остро высмеивали в карикатурах Джеймс Гилрей, Джордж Крукшенк и Томас Роулендсон, которые тоже включены в экспозицию. 

Королевская галерея
Георг IV. Искусство и зрелищность
До 3 мая 2020

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+