18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дали без магии: король эксцентрики в Москве

В московском Манеже 28 января откроется выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», на которой творческое наследие художника будет впервые в России представлено так полно

В Москву привезут 180 произведений: живопись, рисунки, акварели и гравюры — из собраний фонда «Гала — Сальвадор Дали», Центра искусства королевы Софии и частных коллекций. Мы увидим ранние импрессионистические вещи, поздние абстракции и лучшую живопись 1930–1940-х годов, классический сюрреализм. Нам покажут эскизы театральных постановок, пробу сил в анимации, серию иллюстраций к «Божественной комедии» (1959–1963), рисунки к книге «50 секретов магического мастерства» (1948), документальную ленту о художнике, огромный фотоархив. Будет подробно освещена история любви Дали и его супруги и музы Галы (Елены Дьяконовой в девичестве). Никогда еще в России наследие художника не презентовали в таком количестве и качестве.

Событие дает повод поговорить о Дали без экивоков, что, дескать, его творчество — сюрреализм для бедных (весьма распространенное мнение, результат «черного пиара» его бывшего старшего товарища, поэта Андре Бретона).

Сальвадор Дали был чрезвычайно одарен. Он родился в 1904 году в Фигерасе в состоятельной семье нотариуса. Рисовать начал в три года. В 15 уехал в Мадрид учиться на художника. В 22 года перебрался в Париж, где познакомился с авангардом и его звездами — Пабло Пикассо, Андре Бретоном, Жоржем Браком и прочими — и влюбился в жену поэта Поля Элюара Галу. Последняя ради него бросила семью, десятилетнюю дочь и полностью посвятила себя продвижению амбициозного испанца. В те годы Дали практиковал кубизм с дадаизмом, но по-настоящему его зацепили идеи сюрреализма, который провозглашал высвобождение энергии подсознательного. Идейный потенциал сюрреализма Дали реализовал максимально эффективно. Когда позже он говорил: «Сюрреализм — это я!», то был не так далек от истины. Без его образов это направление вряд ли получило бы всепланетную популярность. Как писал один из первых его серьезных исследователей Джеймс Тралл Соби, Дали изобразил «нереальный мир с таким крайним реализмом, что его действительность не могла подвергаться сомнению».

Лейтмотивами творчества художника в 1930-е годы стали тревожность и страхи, скрытая угроза. С ним в унисон тревогу испытывало поколение, пережившее мировую войну и изо всех сил пытавшееся избежать следующей. Ключевая работа Дали этого периода (она будет на выставке в Москве) — «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны»: то ли два уродливых мутанта, то ли распавшееся до отдельных конечностей человеческое тело, что замерло в невыразимой муке, уничтожая самое себя. Картина стала реакцией на политическою ситуацию в Испании, где к власти рвался генерал Франко, и шире — предчувствием краха гуманизма в Европе в следующие десять лет.

Сам Дали крах гуманизма наблюдал из-за океана: в 1940 году они с Галой перебрались в США, где его ждала работа в Голливуде, на Бродвее, издание автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали» и многое другое. В 1941-м в нью-йоркском Музее современного искусства (МoМА) прошла персональная выставка художника. Американские искусствоведы находили истоки его творчества в испанской культуре, когда-то пережившей жестокость и боль инквизиции, в мистицизме Босха, в натурализме «малых голландцев». Заработав в Америке славу и деньги, в 1948-м супруги вернулись во франкистскую Испанию. Нарушитель табу и ниспровергатель буржуазных ценностей в юности, в это время Дали пишет религиозные картины — «Тайная вечеря» (1955), «Вознесение Христа» (1958) — и становится официально признанным художником.

В 1960-е, когда его друзья Пикассо, Рене Магритт, Жоан Миро и прочие сошли со сцены, наш герой пережил вторую молодость. Король эксцентрики с выпученными глазами и напомаженными усами, в крокодиловых туфлях с фиолетовыми носками, леопардовых штанах и желтом пиджаке, он имел славу вдохновителя рок-н-ролла. Дали завел роман с Амандой Лир, на 35 лет его моложе, приглашал в совместные перформансы самых красивых манекенщиц, и те почитали за честь подставить под кисть маэстро свои обнаженные тела. Он стал самым дорогим художником мира: цены на его вещи доходили до $500 тыс., что эквивалентно $4 млн на сегодняшний день. Он продавал не только искусство, но и свой бренд. Его имя появилось на ювелирных украшениях, тиражной станковой скульптуре, мебели, духах. В 1969-м он изобрел бессменный логотип карамелек Chupa Chups.

В 1971 году Дали рассорился с английским бизнесменом и коллекционером Питером Муром, который на протяжении 20 лет вел его финансовые дела, и попал в лапы бесчестных менеджеров. Те наладили конвейерное производство подписной тиражной графики. В конце жизни художник уже не контролировал процесс и, по легендам, в иной день подписывал до 4 тыс. пустых листов, на которых потом что-то печаталось. (Бизнес жестоко отомстил мастеру за размывание бренда: когда сегодня набираешь его имя в поисковике, то первой выскакивает реклама мужских трусов.)

В 1980-м парижский Центр Жоржа Помпиду устроил грандиозную выставку Дали, собрав на нее все-все — от картин до ювелирных украшений и мебели. В 1982 году умерла Гала. В последние годы жизни художник страдал болезнью Паркинсона. Скончался он 23 января 1989 года, не дожив нескольких месяцев до 85 лет.

В наши дни к искусству Сальвадора Дали двойственное отношение. Его вариант сюрреализма многим кажется слишком гламурно-глянцевым. В то же время если ретроспективно, держа в уме эстетику голливудских блокбастеров («Звездные войны», «Аватар» и прочее), посмотреть, кто был родоначальником всех этих выдуманных миров, то сразу вспоминаешь Дали. Мебель по эскизам и духи его имени выпускаются до сих пор. Фантастическая популярность художника у публики на протяжении почти 100 лет — тоже культурный феномен.

На сегодняшний день в Испании есть три персональных музея художника: Театр-музей в Фигерасе, замок «Гала — Дали» в Пуболе и дом Дали в Порт-Лигате. Их работу курирует фонд «Гала — Сальвадор Дали». Количество посетителей трех музеев превышает 1,3 млн в год, но в 2019-м оно несколько снизилось (на 7,5%), что, очевидно, и подталкивает испанских кураторов к международным выставочным проектам.

Организаторы выставки — Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже в партнерстве с Департаментом культуры города Москвы, фондом «Гала — Сальвадор Дали» (Фигерас) и Национальным музеем «Центр искусства королевы Софии» (Мадрид). Куратором выступил Монсе Агер, директор Музеев Дали.

Центральный выставочный зал «Манеж»
Сальвадор Дали. Магическое искусство
28 января – 25 марта

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+