18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Tайная вечеря» Плаутиллы Нелли навсегда поселилась в Санта-Мария Новелла

№79
Материал из газеты

Доминиканская монахиня Нелли — одна из немногих женщин, которых Джорджо Вазари упоминает в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»

Полотно размером почти 7 м в ширину и 2 м в высоту принадлежит музею при базилике Санта-Мария Новелла во Флоренции. Сейчас оно впервые экспонируется после четырехлетней реставрации. Эта «Тайная вечеря» — самое крупное из сохранившихся произведений доминиканской монахини Плаутиллы Нелли (1524–1588).

Нелли — одна из немногих женщин, которых Джорджо Вазари упоминает в своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он сообщал, что Нелли обучалась живописи самостоятельно, «начав понемногу рисовать и копировать в цвете рисунки и картины выдающихся мастеров». 

Приняв постриг в монастыре Святой Екатерины Сиенской в возрасте 14 лет, она впоследствии открыла мастерскую, где монахини выполняли заказы церкви и частных клиентов, а также создавали большие полотна на библейские сюжеты для собственного созерцания.

Ее «Поклонение волхвов» из монастырской церкви было утрачено, а «Тайную вечерю» ожидала сложная судьба. С 1817 года она находилась в трапезной другого монастыря, Санта-Мария Новелла, а позже подпала под конфискацию церковного имущества. В ХХ веке полотно три десятилетия хранилось в свернутом виде, а еще оно пережило катастрофическое наводнение 1966 года, когда река Арно вышла из берегов. 

Реставрация «Тайной вечери» Плаутиллы Нелли стала флагманским проектом зарегистрированной в США организации под названием «Фонд продвижения художниц». В 2017 году кампания, запущенная фондом, помогла собрать на это $67 тыс. Дополнительный сбор средств позволил 12 апостолам найти своих «покровителей», которые пожертвовали по $10 тыс. на реставрацию каждого из них (непопулярного Иуду спасли десять спонсоров, каждый из которых перевел по $1 тыс.).

К своей подписи на «Тайной вечере» Нелли добавила трогательную приписку “Orate pro pictora” («Молитесь за художницу»). Но расчистка и реконструкция, проведенные реставратором Роселлой Лари, показали, что художница писала картину не в одиночку. Директор фонда Линда Фальконе говорит: «Нет никаких сомнений в том, что Нелли действительно устроила в своем монастыре художественную мастерскую, в которой работали исключительно женщины».

Фальконе рассказывает, что Лари сняла значительную часть записей, оставшихся от предыдущих реставраций, и изучила «все до единой „Тайные вечери“  XV–XVI веков во Флоренции», чтобы заполнить пробелы в композиции. Изображая момент, когда Иисус сообщает ученикам о предательстве Иуды, Нелли, вероятно, стремилась воспроизвести динамику фрески Леонардо в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане. Но ее версия «гораздо более земная и трогательно будничная, чем другие „Тайные вечери“», отмечает Фальконе. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+