18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В мировой экономике намечается спад — но нас ждет новый поворот

№79
Материал из газеты

В условиях экономической и геополитической нестабильности появление новых частных музеев дает основания для оптимизма. Хотя у их владельцев уже есть коллекции, им придется продолжать покупать искусство

Перспективы развития мировой экономики ухудшаются под влиянием нескольких факторов, в числе которых торговая война между США и Китаем, волнения в Гонконге, кризис, связанный с выходом Великобритании из Европейского cоюза, и беспрецедентно низкие процентные ставки, негативно отражающиеся на состоянии рынка ценных бумаг. «Рецессия неизбежна, но когда она начнется? Через три месяца, через полгода или год? Этого я не знаю, но я точно знаю, что впервые в своей практике сталкиваюсь с подобной ситуацией», — сказал этим летом один опытный европейский специалист по управлению частным капиталом.

Цифры первого полугодия не дают оснований для оптимизма: по данным аналитической фирмы ArtTactic, общие результаты продаж Christie’s, Sotheby’s и Phillips снизились на 20,3%. Еще более резкий спад наблюдается на аукционах искусства Китая и других стран Азии, в первом квартале 2019 года сократившихся более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Сильнее всего пострадал верхний сегмент рынка: по данным Artnet, в первом полугодии продажи произведений стоимостью выше $10 млн снизились на 35%. Как и на других рынках, на рынке искусства ключевую роль играет уверенность. При малейшем намеке на замедление собственники произведений предпочитают отложить участие в торгах, что приводит к снижению объема продаж. Аукционов больших наследий уровня распродажи собрания Рокфеллеров в 2017 году пока что не ожидается. Руководство итальянского банка UniCredit намерено постепенно распродать через Christie’s часть корпоративной коллекции на общую сумму €50 млн, однако в рамках Frieze Week на торги аукционного дома было выставлено лишь 33 произведения, проданных на общую сумму £17 млн. Остальные работы из банковской коллекции планируется распродавать постепенно в течение ближайшего года.

Общий объем торгов будет меньше аналогичных минувшего года. Christie’s выручил на четырех октябрьских аукционах современного искусства в Лондоне £128,2 млн при прошлогоднем результате в £155,8 млн. Sotheby’s продал на общую сумму в £68,1 млн против £83,7 млн в 2018 году. И только у Phillips выручка растет: £35,6 млн против прошлогоднего результата — чуть больше £33 млн.

Несмотря на неблагоприятную обстановку, у нас есть основания для оптимизма. Появление многочисленных новых частных музеев, фондов, арт-пространств — как бы они ни назывались, — стало новой мощной силой на рынке. В сентябре норвежский коллекционер Кристен Свеас открыл неподалеку от Осло потрясающее экспозиционное пространство The Twist («Поворот»). В Риме в октябре, всего за несколько недель до смерти, коллекционер Овидио Якоросси успел открыть частное художественное пространство Musja. Лондонские коллекционеры Фатима и Эскандар Малеки скоро выставят свое собрание во Франции. Это лишь несколько примеров общемировой тенденции. Всем этим пространствам необходимы постоянные новые поступления, чтобы экспозиции не теряли актуальности и остроты.

Экономика США в хорошем состоянии — и Америка является самым большим в мире арт-рынком. Мегагалереи здесь продолжают расширяться, что, опять-таки, служит признаком уверенности в будущем. Набирает обороты и использование искусства для повышения ценности товаров класса люкс, от машин до элитной недвижимости. Арт-рынок может немного сократиться, но нет оснований ожидать, что он обвалится в обозримом будущем. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+