18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Здесь жил Суворов и пушкинский ростовщик

В Москве завершена реставрация одного из красивейших особняков на Малой Никитской. И нет никаких сомнений в качестве проведенных работ: здание находится в ведении ГлавУпДК при МИД России.

На фоне недавних незаконных сносов исторических зданий и угрозы, нависшей над другими (например, над домом Приваловых авторства Эрнста Рихарда Нирнзее на Садовнической улице), становится очевидно, что только статус посольского двора гарантирует памятнику сохранность и адекватную реставрацию. В особняке, о котором идет речь, — главном доме городской усадьбы Суворовых — Баранова — Гагман по адресу: Малая Никитская, д. 13, стр. 1, — c 1960 года обитает посольство Нигерии. Обычно страна, чье диппредставительство арендует здание, внутри ремонтирует его сама, а внешние стены — арендодатель (так было, например, с французской резиденцией на Большой Якиманке, поэтому, завершив работы внутри, французы еще долго ждали, когда их «лубочный домик» приведут в порядок снаружи). Но в случае с посольством Нигерии проведение всех работ взяла на себя наша сторона. Что очень разумно, если учесть отсутствие у африканской страны необходимого реставрационного опыта и важность этого здания для нас. Это не просто памятник регионального значения — он связан с первыми лицами российской истории.

Александр Васильевич Суворов-Рымникский унаследовал эту усадьбу от отца, купившего ее в 1768-м у Ряжских. Полководец успел дополнить главный и единственный тогда дом пристройкой людских покоев и бани. Вдова его достроила двухэтажное каменное строение, фасадом обращенное к Большой Никитской, парой деревянных флигелей, а во дворе соорудила людскую избу, погреба и каретный сарай с конюшней. Следующий хозяин, коллежский советник Эниш, пристроил каменные палаты к восточному торцу. В 1812-м усадьба горела, но каменные постройки выжили, и еще несколько владельцев достраивали ее со всех сторон, пока наконец здесь не поселился французский вице-консул Никита Вейер — он же российский купец 2-й гильдии и жестокий ростовщик. Постоянным клиентом Вейера был Пушкин, для которого Нащокин брал у него деньги взаймы, а сам поэт закладывал у Вейера бриллианты жены. В 1873-м известный архитектор Александр Каминский усадьбу перестроил, приведя ее уже почти к нынешнему виду. А при последней хозяйке, Надежде Гагман, архитектор Василий Залесский обустроил и отделал дом внутри. Тогда и появились великолепные росписи на потолке, лепнина и эти мощные колонны в Египетском зале, лепной орнамент которых на нашей памяти никогда не был цветным. Между тем так было задумано, и после реставрации (ее проект разработало бюро «АрКо») многоярусный орнамент стал еще и многоцветным — этнические акценты создают впечатление совершенно нового интерьера.

Здание и до реставрации не было «убитым» — все-таки посольство. Но то, с какой тщательностью подбирались цвета и краски (за попытку сохранить традиционные материалы — отдельный респект), реставрировались деревянные двери и камень на полу, как воссоздавался по старым рисункам паркет, как прошелся реставратор кистью по колоннам и карнизам, обрисовывая лепные детали, заставляет вспоминать об отечественной реставрационной школе. Она переживает не лучшие времена, но еще жива.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+