18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вечный ремонт Вечного города

№79
Материал из газеты

Российский меценат и предприниматель Алишер Усманов активно финансирует реставрационные проекты в Риме, тем самым укрепляя культурные связи между Россией и Италией

Три римских памятника, реставрацию которых профинансировал российский предприниматель Алишер Усманов, очень разные — и сами по себе, и по методам работы с ними. Усманов не раз говорил о своей любви к Италии и поддерживал культурные мероприятия, с нею связанные. Его участие в реставрационных работах в Риме началось в декабре 2014 года, когда Капитолийский директорат предложил ему выделить €300 тыс. на реставрацию зала Горациев и Куриациев в палаццо деи Консерватори на Капитолии.

Дворец был построен в 1574–1599 годах для работы сенаторов, а название получил по находившемуся на его месте зданию, где прежде заседали судьи — консерваторы. Сейчас в палаццо размещены коллекции скульптуры и живописи Капитолийских музеев. Парадный зал, где по сей день проводят торжественные церемонии, находится на втором этаже. Он явно требовал поновления. В частности, кессонированный деревянный потолок, заменивший в 1884 году потолок XVI века, загрязнился, выцвел и был поврежден насекомыми. Его очистили сначала мягкими щетками, потом пылесосами, восстановили недостающие фрагменты из того же дерева — каштана, обработали раствором против грибков и древоточцев, покрыли воском и отполировали.

Утраты были заметны и в росписи стен, выполненной выдающимся художником-маньеристом Джузеппе Чезари по прозвищу Кавалер д’Арпино. Роспись, начатая в 1595 году и законченная только через 45 лет, имитирует шпалеры и представляет сцены битвы легендарных античных воинов. Серджо Гварино, научный сотрудник Пинакотеки Капитолия, подчеркивает, что реставрация была строго музейной. Дописывать утраченные фрагменты, естественно, никто и не собирался, но публике надо было представить фрески во всей их торжественности, без водяных подтеков, солевых отложений и обесцвеченных фрагментов. Сначала роспись целиком очистили, потом сосредоточились на наиболее пострадавшей части — декоративной полосе, обрамляющей изображения. Закрепили красочный слой, а пустоты закрыли микроштукатуркой мягкого акварельного цвета в тон фона росписи; использовалась также гашеная известь с мраморной пылью. Работы начались в мае 2017 года и закончились девять месяцев спустя; все это время зал был открыт для посетителей.

Фонтан Монте-Кавалло расположен на площади Пьяцца-дель-Квиринале, напротив президентского дворца. Это гидротехническое сооружение было построено в 1818 году у подножия монументальных мраморных статуй Диоскуров (римских копий греческих оригиналов). Состояние фонтана до реставрации представлялось критическим. В прошлом его гранитная чаша была разбита и вновь собрана, но не слишком аккуратно. Почти вся она, как и нижняя мраморная чаша, покрылась известковыми и биологическими наслоениями. Теперь чаши укрепили и наладили водосток. Наиболее сложной частью работы оказалось, по словам менеджера проекта Анны Марии Чериони, как раз удаление известкового слоя. Но когда это было сделано, стал заметен красивый контраст между серым гранитом и белым мрамором. Реставрация заняла более полугода и обошлась в €200 тыс. В ходе нее были отмыты и статуи Диоскуров — братьев Кастора и Поллукса. Позже муниципалитет Рима устроил эффектную подсветку всего комплекса, и площадь обрела положенную ей торжественность.

Пожалуй, самая впечатляющая реставрация, проект которой профинансирован Алишером Усмановым, но пока не прошел полностью все необходимые утверждения и согласования в различных инстанциях, — это восстановление базилики Ульпия на форуме Траяна. Трехъярусная базилика была самым большим сооружением Древнего Рима, высотой с современное семиэтажное здание и длиной 117 м. Она была построена в начале I века в честь победы римлян над даками и служила для различных общественных нужд, прежде всего проведения публичных судов. Сейчас от базилики остались детали мраморного пола и обломки многочисленных колонн. Большинство обломков лежит на земле, но в 1930-х годах некоторые фрагменты соединили с помощью кирпичной кладки и поставили вертикально. По сути, будущая реставрация методом анастилоза, то есть воссоздания отдельных частей разрушенного памятника на прежнем месте, продолжает ту же практику, но только с учетом новых научных исследований.

Для определения облика реконструированного фрагмента базилики был создан комитет, куда вошли ведущие итальянские историки, археологи, реставраторы. Детальный проект разрабатывало несколько учреждений. Было решено, что на первый ярус из пяти колонн будет поставлен второй ярус в две колонны. Ярусы будут скреплены металлическими скобами. Это позволит отчетливее представить, насколько грандиозной была базилика, возведенная 2 тыс. лет назад. Планируется, что реконструкция начнется в 2020 году и продлится около 20 месяцев. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+