18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка «Это сам Потемкин!» проходит в Государственном Эрмитаже

Размах деятельности Потемкина, его влияние на судьбы России и Европы огромны, и организаторы экспозиции постарались сделать ее соответствующей масштабу личности светлейшего князя

Франческо Казанова. «Взятие Очакова».  1789−1790. Фото: Государственный Эрмитаж
Франческо Казанова. «Взятие Очакова».  1789−1790.
Фото: Государственный Эрмитаж

Выставка «Это сам Потемкин!» приурочена к 280-летию со дня рождения Григория Потемкина, одного из самых влиятельных политиков эпохи Екатерины II. Как рассказала нашему изданию Наталья Бахарева, куратор, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, всего в залах музея представлено около полутора тысяч предметов. Помимо самого Эрмитажа, в проекте участвуют еще пять музеев Санкт-Петербурга, Казанский государственный университет и работы из частных коллекций. «Выставка построена по принципу тематических разделов, — пояснила Наталья Бахарева. — Мы представим все этапы деятельности Потемкина, результаты его внутренней и внешней политики».

Иоганн Баптист Лампи Старший. «Портрет светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического». Ок. 1791. Фото: Государственный Эрмитаж
Иоганн Баптист Лампи Старший. «Портрет светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического». Ок. 1791.
Фото: Государственный Эрмитаж

Всесильный фаворит императрицы, ее тайный супруг, Григорий Потемкин обладал талантами, энергией и влиянием, с которыми мало кто мог тягаться. Он стал создателем черноморского военного флота и его первым «главноначальствующим», руководил присоединением к Российской империи и первоначальным устройством Таврии и Крыма, был основателем Екатеринослава (ныне — город Днепр), Херсона, Севастополя, Николаева. Потемкин развивал отечественную промышленность и торговлю, договаривался о мире и войне с самыми влиятельными европейскими политиками.

Мундирный костюм императрицы Екатерины II по форме адмирала военно-морского флота. Придворная мастерская. 1783–1785. Фото: Государственный Эрмитаж
Мундирный костюм императрицы Екатерины II по форме адмирала военно-морского флота. Придворная мастерская. 1783–1785.
Фото: Государственный Эрмитаж

В разделе, посвященном военной реформе, показаны образцы военной формы, предметы мебели из личного кабинета князя, исторические документы. В семейном разделе посетители познакомятся с портретами его многочисленных племянников и племянниц, которым он покровительствовал. Специальный раздел расскажет о «Греческом проекте» Екатерины, поддержанном Григорием Потемкиным и Александром Безбородко. Речь в нем шла о переселении греков на Юг России, создании «корпуса чужестранных единоверцев» для мальчиков-греков. В экспозиции представлены знамена этого корпуса, книги на греческом языке. Также выставка повествует о Потемкине — герое второй русско-турецкой войны, о его геополитических планах. Раздел, который станет открытием не только для широкой публики, но и для специалистов, посвящен княжеской библиотеке. Впервые из Казанского университета прибыло 44 книги, когда-то принадлежавших Потемкину. Среди них — огромная Тора в родном футляре, редкие издания Вергилия, тома на латыни и древнегреческом.

Предметы  из Потемкинского сервиза. Берлинская королевская мануфактура. 1778. Фото: Государственный Эрмитаж
Предметы  из Потемкинского сервиза. Берлинская королевская мануфактура. 1778.
Фото: Государственный Эрмитаж

«Это сам Потемкин!» многое представляет впервые. Например, Потемкинский сервиз, подаренный князю Фридрихом Великим, — им накрыт стол на шесть персон. В разделе личных коллекций показаны музыкальные механизмы, книги, гравюры, собрание живописи князя. Впервые зрители увидят и портрет Екатерины II кисти Андрея Каспара Гюне, заказанный Потемкиным. Специально к выставке отреставрировано платье императрицы «по форме морской» — белой с зеленым шитьем.

Турецкая палатка. Конец XVIII в. Фото: Государственный Эрмитаж
Турецкая палатка. Конец XVIII в.
Фото: Государственный Эрмитаж

Выставка в Эрмитаже вполне соответствует грандиозности масштаба личности Потемкина: она заняла почти десять залов, и даже каталог к ней выпущен в двух томах.

Хрустальная люстра с музыкальным механизмом. 1760-е – начало 1770-х. Фото: Государственный Эрмитаж
Хрустальная люстра с музыкальным механизмом. 1760-е – начало 1770-х.
Фото: Государственный Эрмитаж

«Это сам Потемкин!» продлится до 29 марта.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+