Выставка «Это сам Потемкин!» проходит в Государственном Эрмитаже

Размах деятельности Потемкина, его влияние на судьбы России и Европы огромны, и организаторы экспозиции постарались сделать ее соответствующей масштабу личности светлейшего князя

Франческо Казанова. «Взятие Очакова».  1789−1790. Фото: Государственный Эрмитаж
Франческо Казанова. «Взятие Очакова».  1789−1790.
Фото: Государственный Эрмитаж

Выставка «Это сам Потемкин!» приурочена к 280-летию со дня рождения Григория Потемкина, одного из самых влиятельных политиков эпохи Екатерины II. Как рассказала нашему изданию Наталья Бахарева, куратор, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, всего в залах музея представлено около полутора тысяч предметов. Помимо самого Эрмитажа, в проекте участвуют еще пять музеев Санкт-Петербурга, Казанский государственный университет и работы из частных коллекций. «Выставка построена по принципу тематических разделов, — пояснила Наталья Бахарева. — Мы представим все этапы деятельности Потемкина, результаты его внутренней и внешней политики».

Иоганн Баптист Лампи Старший. «Портрет светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического». Ок. 1791. Фото: Государственный Эрмитаж
Иоганн Баптист Лампи Старший. «Портрет светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического». Ок. 1791.
Фото: Государственный Эрмитаж

Всесильный фаворит императрицы, ее тайный супруг, Григорий Потемкин обладал талантами, энергией и влиянием, с которыми мало кто мог тягаться. Он стал создателем черноморского военного флота и его первым «главноначальствующим», руководил присоединением к Российской империи и первоначальным устройством Таврии и Крыма, был основателем Екатеринослава (ныне — город Днепр), Херсона, Севастополя, Николаева. Потемкин развивал отечественную промышленность и торговлю, договаривался о мире и войне с самыми влиятельными европейскими политиками.

Мундирный костюм императрицы Екатерины II по форме адмирала военно-морского флота. Придворная мастерская. 1783–1785. Фото: Государственный Эрмитаж
Мундирный костюм императрицы Екатерины II по форме адмирала военно-морского флота. Придворная мастерская. 1783–1785.
Фото: Государственный Эрмитаж

В разделе, посвященном военной реформе, показаны образцы военной формы, предметы мебели из личного кабинета князя, исторические документы. В семейном разделе посетители познакомятся с портретами его многочисленных племянников и племянниц, которым он покровительствовал. Специальный раздел расскажет о «Греческом проекте» Екатерины, поддержанном Григорием Потемкиным и Александром Безбородко. Речь в нем шла о переселении греков на Юг России, создании «корпуса чужестранных единоверцев» для мальчиков-греков. В экспозиции представлены знамена этого корпуса, книги на греческом языке. Также выставка повествует о Потемкине — герое второй русско-турецкой войны, о его геополитических планах. Раздел, который станет открытием не только для широкой публики, но и для специалистов, посвящен княжеской библиотеке. Впервые из Казанского университета прибыло 44 книги, когда-то принадлежавших Потемкину. Среди них — огромная Тора в родном футляре, редкие издания Вергилия, тома на латыни и древнегреческом.

Предметы  из Потемкинского сервиза. Берлинская королевская мануфактура. 1778. Фото: Государственный Эрмитаж
Предметы  из Потемкинского сервиза. Берлинская королевская мануфактура. 1778.
Фото: Государственный Эрмитаж

«Это сам Потемкин!» многое представляет впервые. Например, Потемкинский сервиз, подаренный князю Фридрихом Великим, — им накрыт стол на шесть персон. В разделе личных коллекций показаны музыкальные механизмы, книги, гравюры, собрание живописи князя. Впервые зрители увидят и портрет Екатерины II кисти Андрея Каспара Гюне, заказанный Потемкиным. Специально к выставке отреставрировано платье императрицы «по форме морской» — белой с зеленым шитьем.

Турецкая палатка. Конец XVIII в. Фото: Государственный Эрмитаж
Турецкая палатка. Конец XVIII в.
Фото: Государственный Эрмитаж

Выставка в Эрмитаже вполне соответствует грандиозности масштаба личности Потемкина: она заняла почти десять залов, и даже каталог к ней выпущен в двух томах.

Хрустальная люстра с музыкальным механизмом. 1760-е – начало 1770-х. Фото: Государственный Эрмитаж
Хрустальная люстра с музыкальным механизмом. 1760-е – начало 1770-х.
Фото: Государственный Эрмитаж

«Это сам Потемкин!» продлится до 29 марта.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+