18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Настоящее проклятие Тутанхамона

В Интернете появились записи британского археолога Говарда Картера, открывшего гробницу фараона.
Поразительно, но мы до сих пор крайне мало знаем о его легендарной находке, а египтологи почему-то избегают ее.

Гробница Тутанхамона в Долине Царей около Луксора является одной из самых популярных достопримечательностей Египта; поток туристов к ней настолько велик, что в мае испанской компанией Factum Arte неподалеку даже была открыта ее точная копия — чтобы хоть как-то уменьшить ущерб, причиняемый оригиналу бесчисленными толпами посетителей. Но специалисты утверждают, что ее содержимое до сих пор не было должным образом изучено и каталогизировано, хотя после открытия прошло уже почти столетие.

«Все слышали о «проклятии Тутанхамона». Как по мне, то настоящим проклятием является то, что крайне мало ученых занимались изучением находки Картера», — считает Пол Коллинз, один из кураторов выставки Открытие Тутанхамона (24 июля — 2 ноября) в Музее искусства и археологии Ашмола в Оксфорде.

Коллинз полагает, что специалисты избегали серьезного изучения гробницы юного царя, потому что находка, благодаря газетчикам того времени, «сразу же была окутана флером тайн и легенд». По словам Коллинза, детальное описание и анализ 80% из 5398 объектов, найденных Картером и его помощниками в гробнице Тутанхамона, до сих пор не опубликованы. Если работа и дальше пойдет такими темпами, то исследование затянется еще на несколько столетий. Девять томов труда Гробница Тутанхамона были выпущены Институтом Гриффита в период между 1963 и 1990 годами, но затем из-за отсутствия финансирования серия была закрыта. С тех пор вышло еще несколько не связанных между собой исследований и научных работ, в ближайшее время других изданий не планируется.

Почему же египтологи игнорируют единственную царскую усыпальницу, которая осталась неразграбленной? Культовый статус и загадочная смерть Тутанхамона, отпугнувшая многих, напротив, привлекла некоторых авторитетных специалистов, в частности доктора Захи Хавасса из Египта и Николя Ривза из американского Метрополитен-музея. В популярных исследованиях, как прави ло, освещаются отношения Тутанхамона с его отцом фараоном Эхнатоном, внезапная смерть в 1323 году до н. э. и место этого фараона в истории. Каталоги выставок и ряд монографий содержат описания основных артефактов, но нигде не предпринимается попыток систематического изучения.

При этом объекты, найденные в гробнице, извлекались хаотично, из-за чего некоторые ученые решили, что они не были должным образом каталогизированы, следовательно, не представляли особой важности. Мы можем только догадываться о назначении предметов, сопровождавших Тутанхамона в путешествии в загробный мир, сравнивая его гробницу с другими, не тронутыми мародерами. Ричард Паркинсон, профессор египтологии из Оксфордского университета, считает, что основная проблема заключается в самом количестве и разнообразии объектов и материалов, что существенно осложняет подробную каталогизацию. Он полагает, что гробница Тутанхамона «достаточно хорошо изучена», несмотря на то что публикация систематических каталогов почти полностью прекратилась. По мнению Паркинсона, дальнейшие исследо- вания артефактов не откроют нам ничего нового о самом Тутанхамоне, но могут «внести огромный вклад в наше понимание цивилизации и культуры 18-й династии Нового царства. Они помогут нам понять целое царство, богатство и роскошь египетского искусства того периода». Ученые сталкиваются и с техническими проблемами: почти все объекты находятся в Музее египетских древностей Каира, а бумаги и фотографии Картера хранятся в Институте Гриффита Оксфордского университета. Сотрудники института недавно выложили архивы Картера в Интернет, однако получить доступ к самим артефактам по-прежнему нелегко. Подавляющее большинство из них выставлено в Каире, но изучать их проблематично, особенно это касается изделий из драгоценных металлов.

Это помогает понять, почему известная погребальная золотая маска Тутанхамона до сих пор не была исследована должным образом: например, остается неясным, предназначалась ли она специально для фараона. Маска состоит из двух массивных, спаянных между собой золотых листов, инкрустированных синим стеклом. Ривз также считает, что наиболее важные открытия, которые может принести изучение гробницы Тутанхамона, будут касаться прежде всего технологий того времени, ведь это настоящие артефакты, а не просто изображения на могилах или стенах храмов. «У нас есть возможность понять, как они были сделаны, какие методы и какие материалы использовались при их изготовлении», — говорит он. Это даст нам подробное представление о мебели, ювелирных изделиях, текстиле и технике плетения.

Выставка в Музее Ашмола посвящена археологическим методам Картера; из-за ограничений культурного обмена сами артефакты из гробницы в экспозиции не представлены. Выставки, посвященные Тутанхамону, гастролировали по миру с 2004 по 2013 год; они были организованы прежде всего египетским правительством, чтобы привлечь средства. По словам Хавасса, выставки принесли $120 млн, которые пошли на финансирование Большого египетского музея в Гизе (его строительство планируется завершить в следующем году). Жемчужиной коллекции музея станут как раз сокровища Тутанхамона, которые перевезут из Музея египетских древностей Каира. Хавасс признался The Art Newspaper, что «многие [из объектов] находятся в плачевном состоянии» — важное заявление. Однако он уверен, что архивы Картера «станут полезным руководством для реставраторов Большого египетского музея, которые уже приступили к восстановлению объектов из гробницы Тутанхамона».

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+