18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Московский музей современного искусства отмечает юбилей — 20 лет

№79, декабрь-январь 2019
№79
Материал из газеты

И это немного удивительно, потому что кажется, что он был всегда, примерно как Пушкинский или Третьяковка

На выставке в ММСИ. Фото: Архив Московского музея современного искусства
На выставке в ММСИ.
Фото: Архив Московского музея современного искусства

Начинался Московский музей современного искусства с частной инициативы: на излете 1990-х президент Российской академии художеств Зураб Церетели договорился с городом об организации в усадьбе уральского промышленника Михаила Губина на Петровке, построенной в конце XVIII века выдающимся архитектором Матвеем Казаковым, музея, основой которого стала личная коллекция художника из 2 тыс. работ. Так 15 декабря 1999 года открылся первый в стране государственный музей, посвященный искусству XX–XXI веков. А через три года его исполнительным директором стал внук скульптора, только-только отучившийся в Нью-Йорке Василий Церетели, который успешно ведет этот большой корабль до сих пор. В прошедшие с той поры годы музей рос и вширь и вглубь — и в прямом, и в метафорическом смысле. К особняку на Петровке добавились здания на Гоголевском бульваре и в Ермолаевском переулке, последнее в 2017 году превратилось в Образовательный центр с современным интерьером, кафе, лекционным залом и публичной библиотекой. Приросла к ним личная мастерская Зураба Церетели на Тверском бульваре — несколько лет там был выставочный зал, но сейчас он закрыт на реконструкцию. Вошли в состав музея и дома-мастерские — Дмитрия Налбандяна на Тверской, Церетели на Большой Грузинской. И в довершение от Музейно-выставочного объединения «Манеж» пару лет назад перешел Музей Вадима Сидура в Перове, где, помимо тематических экспозиций с работами скульптора, проходят отличные выставки молодых художников, ради чего стоит выбраться за пределы Садового. 

На выставке в ММСИ. Фото: Архив Московского музея современного искусства
На выставке в ММСИ.
Фото: Архив Московского музея современного искусства

В формировании коллекции, выросшей, благодаря дарам и закупкам, до 14 тыс. единиц хранения, сперва был замах на русскую Тейт или Центр Помпиду (а еще на нью-йоркский МоМА, откуда и происходит любимое музеем самоназвание — ММОМА, Moscow Museum of Modern Art), но от идеи большого международного собрания быстро отказались, сосредоточившись на главных течениях отечественного искусства прошлого и нынешнего веков. 

Постоянная экспозиция тоже не прижилась. В первые годы в ней было много белых пятен, а потом музей нашел изящный выход из положения — стал показывать свое собрание на выставках ко дню рождения, каждый раз выбирая новые работы и приглашая кураторов, которые придумывают им разную аранжировку. Впрочем, о том, как важно менять 
постоянную экспозицию и не бронзоветь, регулярно говорят директора западных музеев, так что Московский музей современного искусства просто оказался в авангарде тренда. 

На выставке в ММСИ. Фото: Архив Московского музея современного искусства
На выставке в ММСИ.
Фото: Архив Московского музея современного искусства

В «Дне открытых дверей» (2009–2010) под кураторством Юрия Аввакумова, например, объекты соединялись с историей дома, успевшего побывать особняком, где планировал остановиться Наполеон, гимназией, в которой учился Валерий Брюсов, Институтом физиотерапии, пока не стал наконец музеем. А выставка «Если бы я только знал!..» (2010–2011) объясняла, почему современное искусство — это искусство, а не эпатаж. Ее героями тогда стали наши современники — от Ивана Чуйкова до Ирины Кориной, и это еще один принцип музея — показывать живой процесс. Поэтому, помимо ретроспектив мастодонтов, тут регулярно, начиная с 2001 года, открываются выставки молодых художников из серии «Дебют». Он первым среди наших музеев пустил в свои стены стрит-арт, и по его инициативе вместе с Государственным центром современного искусства была основана Московская международная биеннале молодого искусства. Под эгидой музея также существует школа современного искусства «Свободные мастерские».

На выставке в ММСИ. Фото: Архив Московского музея современного искусства
На выставке в ММСИ.
Фото: Архив Московского музея современного искусства

Свой юбилей музей отметит сборной выставкой «MMOMA 99/19». Это выставка-вечеринка в память о 1990-х, обустроить которую пригласили 20 независимых кураторов, и большинство из них с искусством связаны узами любовными и дружескими, а не профессиональными. Их воспоминания сплавляются с воображением, известные художники смешиваются с поп-культурой, и все это вместе превращается в веселый #20yearschallenge. Воображаемый плей-лист вечеринки возглавляет Prince с культовой песней “So tonight I’m gonna party like it’s nineteen ninety nine” — «Сегодня я буду веселиться так, как будто сейчас тысяча девятьсот девяносто девятый». Каждый куратор в выделенном ему пространстве ищет связь музея с собственной профессией. Искусство смешивается с медициной — за это отвечает кардиохирург и коллекционер Михаил Алшибая, телевидение представляет шоумен Андрей Малахов, высокую кухню — шеф-повар ресторана White Rabbit Владимир Мухин, танец — балерина Диана Вишнева, кино — актриса и режиссер Алиса Хазанова, путешествия — Федор Конюхов. Как и в реальные 1990-е, в компанию вписываются заезжие иностранные гости — директор Центра Помпиду Бернар Блистен, художник Мартин Крид и парфюмер Фредерик Маль. Искусство на этой пестрой вечеринке тоже будет разное: Родченко и Чернихов, Челищев и Макаревич с Елагиной, Немухин и Свешников, Кабаков и Шелковский, Кулик и Шаблавин, Желудь и Кирилл Кто. Словом, веселая собирается компания с непредсказуемым сценарием праздника.

На выставке в ММСИ. Фото: Архив Московского музея современного искусства
На выставке в ММСИ.
Фото: Архив Московского музея современного искусства

На 2020 год намечены как минимум три хита. В июне покажут ретроспективу лидера арте повера Микеланджело Пистолетто. В сентябре откроется ретроспектива московских концептуалистов Игоря Макаревича и Елены Елагиной, курировать ее будет давно работающая с ними галерист Елена Селина. А в декабре, как раз к следующему дню рождения, из Музея Аструпа — Фернли в Осло, одной из крупнейших публичных частных коллекций современного искусства, приедет экспозиция «Джефф Кунс и Фрэнк Бенсон», которая представит хрестоматийные работы самого дорогого из ныне живущих художников в компании его коллеги, современного скульптора и фотографа. 


Михаил Алшибая
Кардиохирург

Для меня этот музей значит очень много хотя бы потому, что в 2006 году в здании в Ермолаевском переулке прошла первая по-настоящему большая концептуальная выставка из моей коллекции  «Круги». Она включала около 200 работ представителей самых разных кругов неофициального искусства. Выступать в роли куратора в столь серьезном музее для меня высокая честь и в то же время большая ответственность. Слово «куратор» по отношению ко мне лично не совсем корректно — можно сказать «сокуратор», поскольку в проекте будут участвовать и профессиональные кураторы из музея. Это совсем молодые искусствоведы, и меня пора­зили их неподдельный интерес к моей сфере коллекционирования и желание все сделать как можно лучше. 

Как я иногда говорю, я выбираю работы сердцем — и для своей собственной коллекции, и для экспозиции из собрания музея в данном случае. Может быть, здесь сказывается моя специальность — кардиология и кардиохирургия. Я представляю медицину, но медицина, и особенно хирургия, тоже в значительной степени искусство. Все работы, которые я отобрал, важны для меня. Здесь и мои любимые авторы, и друзья-художники, и важные для меня темы либо формальные моменты. Все они связаны с личными впечатлениями и эмоционально близки мне.


Ольга Трейвас
Архитектор

Московский музей современного искусства для меня важное место, куда я прихожу по делу: за образованием, вдохновением и откровениями. В моем зале построение архитектуры начинается с трехмерной сетки осей координат. Но это также и прототехника для создания базовых, элементарных тактильных вещей. Через эту базовость и примитивность интересно взглянуть на архифутуристические вещи Нусберга, Родченко и Штейнберга. Что касается проекта в целом, то, взяв за основу неоновый слоган «Все будет хорошо» Мартина Крида на фасаде музея, мы провели световую нить через все помещения юбилейной выставки. Свет стал основным элементом и константой архитектурного подхода к построению экспозиции.


Алиса Хазанова
Актриса, кинорежиссер

Для меня это институция, которая по-настоящему и давно занимается совриском, по-моему, первый в России музей, открывший так много художников, неизвестных московскому и российскому зрителю. Мне кажется, это самое важное — просветительская функция, которая с годами не ослабевает. Этот музей максимально вписан в мировой контекст и находится в диалоге с главными музеями современного искусства по всему миру. Я много путешествую и живу на два города, и, каждый раз приезжая в Москву, очень рада, что такое здесь есть. Мне бы хотелось, чтобы он был местом, куда будет интересно приходить моим детям, а потом и их детям. На этой выставке я ставила перед собой задачу попробовать создать образ кино с помощью объектов из огромной коллекции музея. Мой зал представляет собой небольшой затемненный лабиринт, где произведения высвечены на пути посетителя. И мой интерес связан с тем, чтобы выстроить выбранные объекты в определенный путь, то есть попробовать создать сюжет. Как и бывает в кино.


Алена Долецкая
Журналист, эксперт моды

Mосковский музей современного искусства первый предложил мне стать куратором — замечательной выставки «Сальвадор Дали и массмедиа» в 2014 году. Я прихожу сюда, наверное, раз в два месяца ради разных выставок — от проектов V-A-C Foundation до ретроспективы Леонида Сокова или смотра финалистов Премии Кандинского. Интересных работ в коллекции музея много, но для своего зала я выбрала одну. Приходите — и всё увидите.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+