Банан Каттелана войдет в коллекцию музея, несмотря на то что его съели

Покупатель фруктовой скульптуры Маурицио Каттелана, проданной на Art Basel Miami Beach за $120 тыс., передаст ее институции, название которой пока что неизвестно

Маурицио Каттелан. «Комедиант». Работа продана в трех экземплярах на Art Basel Miami Beach, по $120 тыс. каждый. Фото: PERROTIN
Маурицио Каттелан. «Комедиант». Работа продана в трех экземплярах на Art Basel Miami Beach, по $120 тыс. каждый.
Фото: PERROTIN

Наделавший много шума арт-объект «Комедиант» Маурицио Каттелана, выставленный на прошлой неделе на ярмарке Art Basel Miami Beach, станет музейным экспонатом: один из покупателей заявил о желании передать приобретенный им экземпляр фруктового произведения в художественную институцию.

Пародия Лучано Перны. Фото: https://www.instagram.com/luciano_perna
Пародия Лучано Перны.
Фото: https://www.instagram.com/luciano_perna

Галерист Эмманюэль Перротен, на стенде которого появилась работа, говорит: «Основательница парижского магазина Colette Сара Андельман приобрела первый экземпляр. Клиент, купивший второй экземпляр, предпочитает сохранить анонимность. Что же касается третьего экземпляра, то имя покупателя будет обнародовано одновременно с передачей произведения в музей. Мы могли продать еще множество экземпляров, но мы не продавали обе пробные работы художника».

artstudio_navakash. «Дорогой Маурицио Каттелан. Мне тоже нужно несколько миллионов долларов». Фото: https://www.instagram.com/artstudio_navakash/
artstudio_navakash. «Дорогой Маурицио Каттелан. Мне тоже нужно несколько миллионов долларов».
Фото: https://www.instagram.com/artstudio_navakash/

Ассамбляж в виде банана, приклеенного скотчем к стене, продается с сертификатом подлинности, включающим подробную инструкцию по его монтажу и подтверждающим авторство Каттелана. «Без сертификата концептуальное произведение искусства сводится к одной своей физической оболочке», — подчеркивают представители галереи Perrotin.

Роберт Стивенс. Duchamp Fountain (1917) x Cattelan Banana (2019). Фото: www.instagram.com/robertsteve
Роберт Стивенс. Duchamp Fountain (1917) x Cattelan Banana (2019).
Фото: www.instagram.com/robertsteve

Андельман сообщила, что купила произведение для офиса своей компании Just an Idea. «Не думаю, что буду выставлять его все время, но, может быть, обрамлю сертификат, — рассказывает она. — И конечно же, я буду очень рада предоставлять его во временное пользование музеям».

Григорий Орехов. «Голый». 2019. Фото: gregory.orekhov
Григорий Орехов. «Голый». 2019.
Фото: gregory.orekhov

Арт-объект, оцененный в $120 тыс., попал в новостные заголовки, привлек на ярмарку множество посетителей и вызвал появление целой лавины пародий. Скульптура-банан «демонстрирует, как мы приписываем ценность тем или иным вещам и какие объекты мы ценим», говорится в пресс-релизе галереи Perrotin. У «Комедианта» даже появился собственный аккаунт в Instagram (@cattelanbanana), которым управляет сама галерея; там выкладываются многочисленные вариации других художников и обычных пользователей социальной сети.

Давид Датуна, съевший банан Маурицио Каттелана. Кадр из видео. Фото: David Datuna
Давид Датуна, съевший банан Маурицио Каттелана. Кадр из видео.
Фото: David Datuna

Седьмого декабря Давид Датуна, американец грузинского происхождения, называющий себя художником-перформансистом, снял фрукт со стены и съел (после этого его вывели с ярмарки). Съеденный банан заменили, но в последний день работы Art Basel Miami Beach его убрали со стенда. «Инсталляция вызвала несколько не поддающихся контролю передвижений толпы, так что ее нахождение на нашем стенде ставило под угрозу окружающие произведения искусства, в том числе представленные нашими коллегами», — объясняют в галерее.

Пародия Питера Бараччи. Фото: https://www.instagram.com/pbaracchi/
Пародия Питера Бараччи.
Фото: https://www.instagram.com/pbaracchi/

А 6 декабря московский художник Евгений Ches выложил на своей странице в Facebook фотографию граффити с изображением банана, прикрепленного скотчем к стене, которое он сделал на московской улице еще в 2015 году. «Конечно, не факт, что Маурицио Каттелан видел мой банан, но кто знает», — сказал он, отметив, что его работа публиковалась в разных источниках в интернете.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+