18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Люди искусства не хотят вредить природе

№78, ноябрь 2019
№78
Материал из газеты

Многие арт-дилеры стали возить работы поездом или по морю, а художники все больше размышляют об изменении климата

Олафур Элиассон. «Ледяной дозор» (Ice Watch). Инсталляция на площади перед парижским Пантеоном. Декабрь 2015 г.  Фото: AFP / Eric FEFERBERG/Eastnew
Олафур Элиассон. «Ледяной дозор» (Ice Watch). Инсталляция на площади перед парижским Пантеоном. Декабрь 2015 г.
Фото: AFP / Eric FEFERBERG/Eastnew

За последние 20 лет мир искусства охватила глобализация. Но теперь, в свете климатического кризиса, многие арт-дилеры предпочитают вести бизнес ближе к дому. В случае с крупными временными мероприятиями вроде художественных ярмарок большой проблемой становится увеличение транспортного потока и, соответственно, выбросов углекислого газа. 

Второго октября участники экогруппы Extinction Rebellion собрались у входа в павильоны Frieze в Лондоне, чтобы привлечь внимание участвующих в художественной ярмарке ВИП-персон. По словам активиста Уила Скипинга, они стремятся заставить власть имущих признать свою вину в катастрофическом изменении климата. «Количество денег, потраченных на покупку предметов искусства, возмутительно велико по сравнению с тем, что выделяется на предотвращение последствий климатического кризиса, — говорит он. — Никто и не вспомнит про искусство, когда на планете закончится еда».

Его соратники призвали коллекционеров вместо туфель Manolo Blahnik обуться в кроссовки и пешком пройтись от Frieze London к Frieze Masters, а не разъезжать на шаттлах. Члены Extinction Rebellion также прочитали на ярмарке лекцию, а на следующий день волна организованных ими протестов прокатилась по всему Лондону. Другие акции экоактивистов, прошедшие на Frieze London, включали протест художницы, академика Кейт Макмиллан и работу Массимо Агостинелли — глыбы льда, таявшие у входа на ярмарку.

Несмотря на то что руководство Frieze не подписало петицию Culture Declares Emergency, призывающую к немедленным действиям по спасению планеты, на ярмарке были предприняты усилия по сокращению выбросов углекислого газа с помощью перехода на более эффективное биотопливо. Директор Frieze Виктория Сиддалл призвала участников избегать перевозки произведений на самолетах, некоторые откликнулись на ее призыв.

Патрик Годдард. «Мысли о гулоюом небе».  Seventeen Gallery. Фото: Frieze London 2019
Патрик Годдард. «Мысли о гулоюом небе».  Seventeen Gallery.
Фото: Frieze London 2019

Шри Госвами, основатель «Проекта-88» в Мумбаи, последние три года переправляет работы морем. Сейчас она ежегодно участвует в трех художественных ярмарках в Азии, США и Европе. «Речь идет о достижении баланса, мы должны поддерживать наш международный бизнес», — говорит она. Многие из ее художников в своих работах затрагивают тему изменения климата. 

Кейт Макгарри — одна из тех арт-дилеров, кто предпочитает участвовать в ярмарках ближе к дому, и таких сознательных становится все больше. «В мире искусства к слову „местный“ прикрепилось какое-то клеймо, все хотят международной славы. Но теперь мы вынуждены поменять свой подход на локальный — это касается еды, путешествий и искусства», — считает она. В этом году Макгарри впервые участвует в FIAC в Париже: «Он у нас в паре часов езды на поезде». Дилер также исследует проблему использования биоразлагаемых материалов, таких как упаковка, изготовленная из мицелия, тела гриба. При этом она подчеркивает, что подобные шаги — капля в море и для достижения реальных изменений необходимо вмешательство правительства.

Лауреатом премии Frieze Artist Award в этом году стал Гимали Сингх Соин, чей фильм «Мы настолько противоположны II» (2019) посвящен сегодняшним климатическим и экологическим проблемам. А на стенде галереи Seventeen невозможно было пройти мимо работы «Мысли о голубом небе» Патрика Годдара (2019) — 180 фигур попугайчиков с кольцом на шее, отлитых из переработанного свинца. По словам директора галереи Дэвида Хойленда, «случилась бы катастрофа, если бы все птицы умерли прежде, чем люди признали последствия климатического кризиса».

Кейт Макмиллан считает, что модель художественной ярмарки должна быть радикально пересмотрена. «Ярмарка Frieze и арт-рынок в целом — это капитализм на скорости. Мы не либеральный, прогрессивный сектор, как нам кажется, а совсем наоборот, — говорит она. — Сколько же авиарейсов мы совершаем! И перевозка предметов искусства, которые мы покупаем, — это лишь вершина айсберга. Нам нужно разработать новые, устойчивые модели развития, которые не причиняли бы вреда планете, и требовать этого от арт-ярмарки нужно немедленно». 

Самое читаемое:
1
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
2
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
3
Главные выставки лета
Инсталляции Кабакова, приобретения Екатерины Великой, кураторские проекты главной галеристки русского авангарда и многое другое в нашем списке самых интересных выставок этого лета
07.06.2023
Главные выставки лета
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
7
Эрмитаж показывает реликвии, связанные с детьми Николая II
Триста предметов из собрания Эрмитажа, музея-заповедника «Царское Село» и Государственного архива РФ посвящены безмятежной жизни детей императора в годы, когда еще ничто не предвещало екатеринбургской трагедии
22.05.2023
Эрмитаж показывает реликвии, связанные с детьми Николая II
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+