Люди искусства не хотят вредить природе

№78, ноябрь 2019
№78
Материал из газеты

Многие арт-дилеры стали возить работы поездом или по морю, а художники все больше размышляют об изменении климата

Олафур Элиассон. «Ледяной дозор» (Ice Watch). Инсталляция на площади перед парижским Пантеоном. Декабрь 2015 г.  Фото: AFP / Eric FEFERBERG/Eastnew
Олафур Элиассон. «Ледяной дозор» (Ice Watch). Инсталляция на площади перед парижским Пантеоном. Декабрь 2015 г.
Фото: AFP / Eric FEFERBERG/Eastnew

За последние 20 лет мир искусства охватила глобализация. Но теперь, в свете климатического кризиса, многие арт-дилеры предпочитают вести бизнес ближе к дому. В случае с крупными временными мероприятиями вроде художественных ярмарок большой проблемой становится увеличение транспортного потока и, соответственно, выбросов углекислого газа. 

Второго октября участники экогруппы Extinction Rebellion собрались у входа в павильоны Frieze в Лондоне, чтобы привлечь внимание участвующих в художественной ярмарке ВИП-персон. По словам активиста Уила Скипинга, они стремятся заставить власть имущих признать свою вину в катастрофическом изменении климата. «Количество денег, потраченных на покупку предметов искусства, возмутительно велико по сравнению с тем, что выделяется на предотвращение последствий климатического кризиса, — говорит он. — Никто и не вспомнит про искусство, когда на планете закончится еда».

Его соратники призвали коллекционеров вместо туфель Manolo Blahnik обуться в кроссовки и пешком пройтись от Frieze London к Frieze Masters, а не разъезжать на шаттлах. Члены Extinction Rebellion также прочитали на ярмарке лекцию, а на следующий день волна организованных ими протестов прокатилась по всему Лондону. Другие акции экоактивистов, прошедшие на Frieze London, включали протест художницы, академика Кейт Макмиллан и работу Массимо Агостинелли — глыбы льда, таявшие у входа на ярмарку.

Несмотря на то что руководство Frieze не подписало петицию Culture Declares Emergency, призывающую к немедленным действиям по спасению планеты, на ярмарке были предприняты усилия по сокращению выбросов углекислого газа с помощью перехода на более эффективное биотопливо. Директор Frieze Виктория Сиддалл призвала участников избегать перевозки произведений на самолетах, некоторые откликнулись на ее призыв.

Патрик Годдард. «Мысли о гулоюом небе».  Seventeen Gallery. Фото: Frieze London 2019
Патрик Годдард. «Мысли о гулоюом небе».  Seventeen Gallery.
Фото: Frieze London 2019

Шри Госвами, основатель «Проекта-88» в Мумбаи, последние три года переправляет работы морем. Сейчас она ежегодно участвует в трех художественных ярмарках в Азии, США и Европе. «Речь идет о достижении баланса, мы должны поддерживать наш международный бизнес», — говорит она. Многие из ее художников в своих работах затрагивают тему изменения климата. 

Кейт Макгарри — одна из тех арт-дилеров, кто предпочитает участвовать в ярмарках ближе к дому, и таких сознательных становится все больше. «В мире искусства к слову „местный“ прикрепилось какое-то клеймо, все хотят международной славы. Но теперь мы вынуждены поменять свой подход на локальный — это касается еды, путешествий и искусства», — считает она. В этом году Макгарри впервые участвует в FIAC в Париже: «Он у нас в паре часов езды на поезде». Дилер также исследует проблему использования биоразлагаемых материалов, таких как упаковка, изготовленная из мицелия, тела гриба. При этом она подчеркивает, что подобные шаги — капля в море и для достижения реальных изменений необходимо вмешательство правительства.

Лауреатом премии Frieze Artist Award в этом году стал Гимали Сингх Соин, чей фильм «Мы настолько противоположны II» (2019) посвящен сегодняшним климатическим и экологическим проблемам. А на стенде галереи Seventeen невозможно было пройти мимо работы «Мысли о голубом небе» Патрика Годдара (2019) — 180 фигур попугайчиков с кольцом на шее, отлитых из переработанного свинца. По словам директора галереи Дэвида Хойленда, «случилась бы катастрофа, если бы все птицы умерли прежде, чем люди признали последствия климатического кризиса».

Кейт Макмиллан считает, что модель художественной ярмарки должна быть радикально пересмотрена. «Ярмарка Frieze и арт-рынок в целом — это капитализм на скорости. Мы не либеральный, прогрессивный сектор, как нам кажется, а совсем наоборот, — говорит она. — Сколько же авиарейсов мы совершаем! И перевозка предметов искусства, которые мы покупаем, — это лишь вершина айсберга. Нам нужно разработать новые, устойчивые модели развития, которые не причиняли бы вреда планете, и требовать этого от арт-ярмарки нужно немедленно». 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+