Молодые художники получили «Премию СПб»

Первый петербургский конкурс «АРТ-СТАРТ. Лучшие молодые художники. Премия СПб» подвел итоги

Победителем в номинации «Живопись» стала Юстина Комиссарова и ее картина акрилом «Биоэнергия». Фото: «Премия СПб»
Победителем в номинации «Живопись» стала Юстина Комиссарова и ее картина акрилом «Биоэнергия».
Фото: «Премия СПб»

Конкурс, организованный некоммерческим партнерством содействия реализации культурных проектов «Искусство ХХI век», прошел при участии Санкт-Петербургского союза художников и поддержке Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Во время работы Санкт-Петербургского международного культурного форума в Доме журналистов состоялось вручение наград.

На конкурс, объявленный в мае этого года, поступило около 700 работ в четырех номинациях: «Живопись», «Графика», «Декоративно-прикладное искусство», «Арт-объект». Экспертный совет отобрал 29 номинантов, среди них профессиональное жюри определило победителей. В экспертный совет вошли 20 петербургских художников, мастеров живописи, прикладного искусства, графики, скульпторы, специалисты по современному искусству, преподаватели художественных вузов. Жюри возглавил Алексей Талащук, народный художник РФ, академик РАХ, профессор, творческий руководитель Художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица.

Первый приз в номинации «Графика» достался серии офортов «Затмение» по мотивам «Слова о полку Игореве» Елены Машкариной. Фото: «Премия СПб»
Первый приз в номинации «Графика» достался серии офортов «Затмение» по мотивам «Слова о полку Игореве» Елены Машкариной.
Фото: «Премия СПб»

По словам Ники Куковицкой, члена оргкомитета конкурса, его идея возникла в прошлом году после скандала с потенциальной ликвидацией Санкт-Петербургского союза художников. «Мы поняли, что нужны реальные социально значимые дела, нужно дать творческий стимул молодым художникам, а конкурс всегда активизирует творческий процесс», — рассказала она.

Участие в конкурсе было предоставлено всем, кто считает себя художником. Ограничения были только по возрасту — от 18 до 35 лет. И по месту жительства: по словам организаторов, это было вынужденное ограничение, поскольку участник обязан был в определенный день доставить свою работу в Петербург.

Главные критерии отбора организаторы конкурса определили как профессионализм (знание основ композиции, материалов, законов цветопередачи), новаторство (новаторские принципы в достижении задач, новые материалы и техники), чувство стиля и образность (художественная выразительность и убедительность, способность вызвать у зрителя сильные эмоции и чувства).

В номинации «Арт-объект» победила работа Project One творческой группы A5 PROJECT. Фото: «Премия СПб»
В номинации «Арт-объект» победила работа Project One творческой группы A5 PROJECT.
Фото: «Премия СПб»

«Сначала я отнесся к конкурсу со скепсисом, хотя на самом деле проводить такие конкурсы нужно как можно чаще, — считает Александр Кондуров, заслуженный художник РФ, член экспертного совета. — Может, они подскажут дальнейшую перспективу и направление движения? Потому что арт-критика в изобразительном искусстве, на мой взгляд, сегодня практически отсутствует или мало слышна. Уровень выпускников художественных вузов заметно упал, и такая ситуация сейчас во всем мире — мало кто понимает суть процесса, в основном художники заняты тем, чтобы понравиться покупателю. Художнику очень важно сформулировать, что он делает. На это сейчас способны не многие, и, надеюсь, такие конкурсы помогут разобраться в процессе».

Победителем в номинации «Живопись» стала Юстина Комиссарова и ее картина акрилом «Биоэнергия». Первый приз в номинации «Графика» достался серии офортов «Затмение» по мотивам «Слова о полку Игореве» Елены Машкариной. Первое место в номинации «Декоративно-прикладное искусство» занял «Часовщик» Серафимы Ивановой-Буторлиной.

Первое место в номинации «Декоративно-прикладное искусство» занял «Часовщик» Серафимы Ивановой-Буторлиной. Фото: «Премия СПб»
Первое место в номинации «Декоративно-прикладное искусство» занял «Часовщик» Серафимы Ивановой-Буторлиной.
Фото: «Премия СПб»

В номинации «Арт-объект» победила работа Project One творческой группы A5 PROJECT (студенты кафедры реставрации живописи Академии имени Штиглица Александр Виноградов, Александра Васькина, Анастасия Малечко, Анна Павлова, Анна Шешина). Они в одном из поселков Ленинградской области покрыли поталью (искусственное золото) 540 квадратных метров старинного путепровода. Свою работу авторы посвятили разрушенной Пальмире, на конкурс они представили снятый ими видеоролик о работе над объектом и реакции на него местных жителей. Каждый из победителей получил денежное вознаграждение в размере 100 тыс. руб., а также символический знак конкурса — стеклянный куб.

По словам Светланы Симиной, живописца, профессора академии имени Штиглица, члена жюри «АРТ-СТАРТА», сложнее всего было выбрать победителя в номинации «Живопись».

«Мы долго спорили, но выбрали абстрактную работу, — рассказала Светлана Симина. — Автору еще предстоит пройти серьезный путь, чтобы стать профессионалом, но в этой работе есть ритмика, музыка, биение пульса. Мы и хотели, чтобы в работах проявлялся не только профессионализм, но и звучала свобода творческого мышления. В Европе серьезно занимаются творчеством молодых художников, их поддерживают в том числе и конкурсами. У нас такой поддержки меньше, и то она достается только людям с профессиональным образованием. Мы дали возможность проявить себя всем, и это большое достижение конкурса».

В планах организаторов конкурса «АРТ-СТАРТ. Лучшие молодые художники. Премия СПб» и в следующем году продолжить это творческое соревнование, а в перспективе — сделать его всероссийским.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+