18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ударные работы в «Ударнике». Премия Кандинского вновь заставляет соревноваться художников, а также теоретиков совриска

Крупнейшая независимая премия в области современного искусства России — Премия Кандинского — в этом году вручается уже в восьмой раз, и в третий — в стенах бывшего кинотеатра «Ударник». Премия учреждена в 2007 году Шалвой Бреусом, коллекционером и главой Международного культурного фонда BREUS Foundation (до 2013 года — Культурный фонд «АртХроника»), для поддержки российского актуального искусства, а также его продвижения на международной арене.

Традиционная выставка номинантов на этот раз длится два с лишним месяца, так что шансов определить своего фаворита у публики больше. Экспозиция на совести независимого куратора, арт-критика Антонио Джеузы и архитектора Константина Ларина.

Отбор претендентов проходит в три тура. Жюри и экспертный совет — в них входят доктор искусствоведения Екатерина Бобринская, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак, директор МАММ Ольга Свиблова, независимый куратор Дэвид Торп, исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели и другие (в жюри 7 человек, в экспертном совете — 11), — выбрали сначала 30 номинантов. Из них 15 художников или арт-групп будут соревноваться за звание автора «Проекта года» , а 10 — за приз «Молодой художник. Проект года». После вернисажа пройдет второй тур голосования, результаты которого объявят в конце сентября — начале октября. Это уже шорт-лист премии, а финальный третий тур и торжественная церемония награждения лауреатов состоится 11 декабря.

Нынешний год для премии пройдет в обновленном ключе. Во-первых, стало больше номинантов, поскольку несколько конкурсантов набрали одинаковое количество баллов. И во-вторых, с этого года появилась еще одна номинация — «Научная работа. История и теория современного искусства» (5 участников). Победитель сможет издать свой труд в рамках издательской программы BREUS на русском или английском языке. «Премия находится в постоянном развитии, реагируя на изменения в художественном процессе. Нам кажется важным в настоящий момент поддержать академическую науку в области современного искусства. Это то, что требуется сегодня», — комментирует новую номинацию Шалва Бреус. У нее свое отдельно жюри, куда входят кандидат искусствоведения Екатерина Андреева, Екатерина Бобринская, кандидат искусствоведения Екатерина Вязова, кандидат философских наук Елена Петровская, доктор искусствоведения Андрей Толстой.

В разные годы лауреатами премии в главной номинации становились художники AEС + Ф и Гриша Брускин, Юрий Альберт, Алексей Беляев-Гинтовт, Александр Бродский, Вадим Захаров, Ирина Нахова, Анатолий Осмоловский. В этом году из 18 художников в номинации «Проект года» надо отметить трех, с нашей точки зрения, явных фаворитов. Это Ирина Корина (проект Припев), Евгений Антуфьев (проект Двенадцать, дерево, дельфин, нож, чаша, маска, кристалл, кость и мрамор: слияние. Исследование материалов) и Павел Пепперштейн с проектом Святая политика.

Интересно также, как будет экспонирована видео-инсталляция группы «Синий суп». В арт-сообществе
бытует мнение, что часто от того, как выставлена работа, зависит и окончательное решение жюри. В номинации «Молодой художник. Проект года» тоже есть свои фавориты: работающая с видео Антонина Баевер и уже знаменитый своими уличными историями стрит-артист из Екатеринбурга Тимофей Радя. Заметна поддержка молодых московской галереей «Триумф». Около половины художников так или иначе с ней сотрудничают. Примечательно и то, что в этом году екатеринбуржцам дан карт-бланш: группа «Куда бегут собаки» представлена аж три раза в номинации «Проект года» тремя работами, Тимофей Радя — двумя произведениями в «Молодом художнике». Какой-то приз должен уехать в Екатеринбург.
Кинотеатр «Ударник»
Выставка номинантов Премии Кандинского

Москва
18 сентября – 30 ноября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+