Заброшенное здание льнообрабатывающего завода возвращают к жизни

№78, ноябрь 2019
№78
Материал из газеты

Этот промышленный объект в английском графстве Шропшир, давно признанный историческим памятником, в начале 2000-х едва не пал жертвой обветшалости. И все же Флэксмилл-Молтингс в значительной степени удалось восстановить — хотя и с другими функциями

Флэксмилл-Молтингс. Фото: Historic England Archive
Флэксмилл-Молтингс.
Фото: Historic England Archive

Лишь немногие из путников, оказывающихся на ничем не примечательной дороге, которая ведет на север из симпатичного городка Шрусбери, знают, что на ней располагается одно из самых выдающихся зданий Англии — Флэксмилл-Молтингс. Изначально построенное для льнообрабатывающего завода, позже оно использовалось как солодовня. Замаскированное стенами из классического красного кирпича, десятилетиями обнесенное строительными лесами и окруженное промышленными ангарами и гаражами, это первое в мире сооружение, построенное на металлическом каркасе, — можно сказать, прямой предок современных небоскребов.

Для 1797 года это был чрезвычайно смелый эксперимент: завод работал на энергии паровых машин и освещался газовыми лампами. Стройные, элегантные железные колонны, спустя более двух веков по-прежнему выполняющие несущую функцию, были призваны защищать здание от разрушительных пожаров. Во время Первой и Второй мировых войн его переоборудовали в казармы, вмещавшие более тысячи солдат, которые дали ему неблагозвучное прозвище «крысиный отель». После каждой из войн здесь возобновляли производство, но в 1987 году предприятие окончательно закрылось.

Восстановление чугунной короны Флэксмилл-Молтингса, установленной в 1897 г. Фото: Historic England Archive
Восстановление чугунной короны Флэксмилл-Молтингса, установленной в 1897 г.
Фото: Historic England Archive

Несмотря на статус объекта культурно-исторического наследия I категории, здание вскоре пришло в упадок и надолго задержалось в списке исторических памятников, находящихся под угрозой исчезновения. В 2005 году фонд «Английское наследие», предшественник правительственной комиссии «Историческая Англия», предпринял необычный шаг, купив его, чтобы спасти от полного разрушения. Первоначально бывший завод хотели перепродать какому-нибудь неравнодушному партнеру, но грянувший вскоре экономический кризис поставил крест на этих планах. В результате временные леса, установленные, как предполагалось, всего на несколько месяцев, чтобы избежать частичного обрушения, пришлось оставить на десятилетие. В конце концов «Историческая Англия» решила взять дело в свои руки, в чем ей помог грант от Фонда лотереи «Культурное наследие». На сегодня уже более £30 млн потрачено на закупку материалов: приобретено 30 тыс. кирпичей ручной работы и 15 тыс. новых плит уэльского сланца для крыши.

Условия труда на заводе были ужасными. Его большие красивые окна служили вовсе не для украшения, а для увеличения продолжительности рабочего дня. Треть от общего числа работников составляли дети, многие были из работного дома по соседству. Теперь же здесь разместятся один из университетских факультетов (подробности пока не раскрываются) и ряд креативных стартапов. Кроме того, будет развернута экспозиция, посвященная его истории.

В 1897 году завод пере­оборудовали под солодовню для пивоваренной промышленности. Здание играло в жизни города настолько важную роль, что его в буквальном смысле короновали — в рамках празднования бриллиантового юбилея королевы Виктории на крыше установили чугунную корону, которая была видна за много километров. В ходе недавней реставрации поврежденные части короны восстановили, а утраченные элементы заменили точными копиями. Недавно корону вернули на место, и теперь она снова венчает здание, отмечая его второе рождение.  

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+