18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Заброшенное здание льнообрабатывающего завода возвращают к жизни

№78
Материал из газеты

Этот промышленный объект в английском графстве Шропшир, давно признанный историческим памятником, в начале 2000-х едва не пал жертвой обветшалости. И все же Флэксмилл-Молтингс в значительной степени удалось восстановить — хотя и с другими функциями

Лишь немногие из путников, оказывающихся на ничем не примечательной дороге, которая ведет на север из симпатичного городка Шрусбери, знают, что на ней располагается одно из самых выдающихся зданий Англии — Флэксмилл-Молтингс. Изначально построенное для льнообрабатывающего завода, позже оно использовалось как солодовня. Замаскированное стенами из классического красного кирпича, десятилетиями обнесенное строительными лесами и окруженное промышленными ангарами и гаражами, это первое в мире сооружение, построенное на металлическом каркасе, — можно сказать, прямой предок современных небоскребов.

Для 1797 года это был чрезвычайно смелый эксперимент: завод работал на энергии паровых машин и освещался газовыми лампами. Стройные, элегантные железные колонны, спустя более двух веков по-прежнему выполняющие несущую функцию, были призваны защищать здание от разрушительных пожаров. Во время Первой и Второй мировых войн его переоборудовали в казармы, вмещавшие более тысячи солдат, которые дали ему неблагозвучное прозвище «крысиный отель». После каждой из войн здесь возобновляли производство, но в 1987 году предприятие окончательно закрылось.

Несмотря на статус объекта культурно-исторического наследия I категории, здание вскоре пришло в упадок и надолго задержалось в списке исторических памятников, находящихся под угрозой исчезновения. В 2005 году фонд «Английское наследие», предшественник правительственной комиссии «Историческая Англия», предпринял необычный шаг, купив его, чтобы спасти от полного разрушения. Первоначально бывший завод хотели перепродать какому-нибудь неравнодушному партнеру, но грянувший вскоре экономический кризис поставил крест на этих планах. В результате временные леса, установленные, как предполагалось, всего на несколько месяцев, чтобы избежать частичного обрушения, пришлось оставить на десятилетие. В конце концов «Историческая Англия» решила взять дело в свои руки, в чем ей помог грант от Фонда лотереи «Культурное наследие». На сегодня уже более £30 млн потрачено на закупку материалов: приобретено 30 тыс. кирпичей ручной работы и 15 тыс. новых плит уэльского сланца для крыши.

Условия труда на заводе были ужасными. Его большие красивые окна служили вовсе не для украшения, а для увеличения продолжительности рабочего дня. Треть от общего числа работников составляли дети, многие были из работного дома по соседству. Теперь же здесь разместятся один из университетских факультетов (подробности пока не раскрываются) и ряд креативных стартапов. Кроме того, будет развернута экспозиция, посвященная его истории.

В 1897 году завод пере­оборудовали под солодовню для пивоваренной промышленности. Здание играло в жизни города настолько важную роль, что его в буквальном смысле короновали — в рамках празднования бриллиантового юбилея королевы Виктории на крыше установили чугунную корону, которая была видна за много километров. В ходе недавней реставрации поврежденные части короны восстановили, а утраченные элементы заменили точными копиями. Недавно корону вернули на место, и теперь она снова венчает здание, отмечая его второе рождение.  

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+