18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Заброшенное здание льнообрабатывающего завода возвращают к жизни

№78
Материал из газеты

Этот промышленный объект в английском графстве Шропшир, давно признанный историческим памятником, в начале 2000-х едва не пал жертвой обветшалости. И все же Флэксмилл-Молтингс в значительной степени удалось восстановить — хотя и с другими функциями

Лишь немногие из путников, оказывающихся на ничем не примечательной дороге, которая ведет на север из симпатичного городка Шрусбери, знают, что на ней располагается одно из самых выдающихся зданий Англии — Флэксмилл-Молтингс. Изначально построенное для льнообрабатывающего завода, позже оно использовалось как солодовня. Замаскированное стенами из классического красного кирпича, десятилетиями обнесенное строительными лесами и окруженное промышленными ангарами и гаражами, это первое в мире сооружение, построенное на металлическом каркасе, — можно сказать, прямой предок современных небоскребов.

Для 1797 года это был чрезвычайно смелый эксперимент: завод работал на энергии паровых машин и освещался газовыми лампами. Стройные, элегантные железные колонны, спустя более двух веков по-прежнему выполняющие несущую функцию, были призваны защищать здание от разрушительных пожаров. Во время Первой и Второй мировых войн его переоборудовали в казармы, вмещавшие более тысячи солдат, которые дали ему неблагозвучное прозвище «крысиный отель». После каждой из войн здесь возобновляли производство, но в 1987 году предприятие окончательно закрылось.

Несмотря на статус объекта культурно-исторического наследия I категории, здание вскоре пришло в упадок и надолго задержалось в списке исторических памятников, находящихся под угрозой исчезновения. В 2005 году фонд «Английское наследие», предшественник правительственной комиссии «Историческая Англия», предпринял необычный шаг, купив его, чтобы спасти от полного разрушения. Первоначально бывший завод хотели перепродать какому-нибудь неравнодушному партнеру, но грянувший вскоре экономический кризис поставил крест на этих планах. В результате временные леса, установленные, как предполагалось, всего на несколько месяцев, чтобы избежать частичного обрушения, пришлось оставить на десятилетие. В конце концов «Историческая Англия» решила взять дело в свои руки, в чем ей помог грант от Фонда лотереи «Культурное наследие». На сегодня уже более £30 млн потрачено на закупку материалов: приобретено 30 тыс. кирпичей ручной работы и 15 тыс. новых плит уэльского сланца для крыши.

Условия труда на заводе были ужасными. Его большие красивые окна служили вовсе не для украшения, а для увеличения продолжительности рабочего дня. Треть от общего числа работников составляли дети, многие были из работного дома по соседству. Теперь же здесь разместятся один из университетских факультетов (подробности пока не раскрываются) и ряд креативных стартапов. Кроме того, будет развернута экспозиция, посвященная его истории.

В 1897 году завод пере­оборудовали под солодовню для пивоваренной промышленности. Здание играло в жизни города настолько важную роль, что его в буквальном смысле короновали — в рамках празднования бриллиантового юбилея королевы Виктории на крыше установили чугунную корону, которая была видна за много километров. В ходе недавней реставрации поврежденные части короны восстановили, а утраченные элементы заменили точными копиями. Недавно корону вернули на место, и теперь она снова венчает здание, отмечая его второе рождение.  

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+