Столетие Баухауса отмечают авангардом

№78, ноябрь 2019
№78
Материал из газеты

Выставка «Гео-метрия в культуре XX–XXI веков» в Государственном центре современного искусства задумана, чтобы показать параллели и пересечения Баухауса и русского искусства, от авангарда до нонконформизма

Эрик Булатов. «Свобода есть свобода». 1997-1998. Коллекция ГЦСИ. Фото: ГЦСИ
Эрик Булатов. «Свобода есть свобода». 1997-1998. Коллекция ГЦСИ.
Фото: ГЦСИ

Столетие Баухауса, кузницы архитектуры и дизайна модернизма, широко отмечается уже год в его родной Германии и по всему миру выставками и фестивалями. Не могла не откликнуться на юбилей и Россия, ведь параллели и пересечения русского авангарда и Баухауса многочисленны. Мастерскую живописи в Баухаусе в Веймаре вел Василий Кандинский; благодаря Эль Лисицкому там знали о супрематизме Казимира Малевича. На Первой выставке современной архитектуры в Москве в 1927 году советские архитекторы познакомились с проектами коллег из Баухауса. Те, в свою очередь, в большинстве своем леваки, приветствовали русскую революцию. Выставка в Государственном центре современного искусства (куратор Виталий Пацюков) задумана двухчастной. Первая, историческая, часть включает работы Наталии Гончаровой, Густава Клуциса, Ивана Клюна, Алексея Крученых, Валентины Кулагиной, Эль Лисицкого, Михаила Матюшина, Владимира Маяковского, Александра Родченко, Варвары Степановой из Государственного музея Маяковского. Образы же Баухауса представляют работы из венгерского музея Mobil Madi (Будапешт), инсталляция «Блюз на крыше» (мастерская «Движущиеся картинки» Андрея Суздалева), видеопроекции фильмов 1920‑х — Дзиги Вертова, Ханса Рихтера, Вальтера Руттмана, Викинга Эггелинга. Вторая часть проекта (3 декабря — 26 января) продолжит тему, но уже на материале послевоенного российского искусства и будет представлена в основном работами классиков отечественного нонконформизма: Эрика Булатова, Юрия Злотникова, Ильи Кабакова, Владимира Немухина, Дмитрия Пригова, Бориса Турецкого, Валерия Юрлова, Владимира Янкилевского из коллекции РОСИЗО — ГЦСИ и частных собраний.

Александр Родченко. Эскиз иллюстрации к первому изданию поэмы В. Маяковского «Про это». 1923. Фото: Музей Маяковского
Александр Родченко. Эскиз иллюстрации к первому изданию поэмы В. Маяковского «Про это». 1923.
Фото: Музей Маяковского

Гео-метрия в культуре XX–XXI веков. К столетию Баухауса
До 26 января 2020
www.ncca.ru

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+